Сам он в луче света бывал не раз – в двадцать один год стал заслуженным артистом, в восемь – засыпал за кулисами Большого. А накануне семидесятилетия провел экскурсию по театру, где знает все: наклон сцены, шум открывающегося противопожарного занавеса и через какое окно лучше сбежать с занятий.
Балетмейстер Юрий Троян в здание Большого театра впервые попал в восемь лет: пришел сюда с мамой-костюмером.
"Произошла ранняя профориентация", – шутит балетмейстер.
Спектакли по традиции начинались в семь часов вечера, и если ребенка было не с кем оставить, приходилось сидеть за кулисами.
Троян и сейчас, рассказывая о театре, подчеркивает, какое огромное количество человек занято в закулисье. Если на сцене одновременно может находиться 50-60 человек, то за сценой работает еще несколько сотен.
"Один хореограф, художник, даже гениальный исполнитель ничего не сделает. Если ты понимаешь, что ты, каких бы семи пядей во лбу ни был, не справишься один, не будешь перетягивать канат на себя", – рассказывает Троян.
Большой театр он называет своим домом, коллектив – своей семьей. Отдыхать от них уезжает на дачу, там старается побыть в одиночестве, наслаждаясь природой, небом, лесом... До первого сообщения в мессенджер.
Оставить эту семью, коллектив Большого, ему предлагали не единожды. Поступали предложения от частных школ во множестве стран мира.
"Я здесь родился, вырос. Все, что я имею, я получил здесь. Здесь я имею возможность заниматься своей профессией на высоком уровне, а преподавать в какой-то детской школе, в связи с этим жить благополучно – для меня этого мало. Если я занимаюсь своей профессией, я хочу заниматься ею на уровне Большого театра", – говорит балетмейстер и проводит для корреспондентов Sputnik экскурсию по театру, ради которого отказался от хорошо оплачиваемой жизни за рубежом.
Сидеть в зале приятно, но мое место за сценой
Мы следуем за Юрием Антоновичем по длинным коридорам и запутанным переходам театра.
Из класса звучит музыка, но мы проходим мимо – к сцене. Там сейчас тихо, а противопожарный занавес закрывает сцену от зрительного зала – буквальное воплощение метафорической "четвертой стены".
"В других странах театры поскромнее. С хорошей сценой, но не более. У нас театр – это дворец искусства. Фойе, зрительный зал, огромная сцена. Все хореографы, которые приезжают к нам что-то делать, уезжая, толсто намекают, что хотели бы еще поработать – и с коллективом, и в этом здании, используя наши возможности", – признает балетмейстер.
Когда на сцену выйдут артисты, огромный металлический противопожарный занавес, способный выдержать любую температуру, с воем поднимется.
"Бывают моменты, когда танцовщик танцует в луче света. Никому не пожелал бы ощущений, когда световая пушка светит в глаза, а ты не видишь ни одного ориентира. Появляется ощущение, что ты не понимаешь, где низ, где верх, где лево, где право. А должен еще прыгать, вертеться. Полностью на автопилоте это приходится делать", – рассказывает Юрий Антонович.
Сам он нередко бывал в центре такого луча света – причем не только буквально, но и метафорически. В двадцать один год стал заслуженным артистом Беларуси – до сих пор никто не получил это звание в таком молодом возрасте.
Но когда танцовщик выступает на сцене, он отвечает только за себя – должен быть самым лучшим, самым ярким, самым сильным. А балетмейстер в ответе за всех своих учеников.
"Руководить, учить – очень сложно. Ты тратишь всего себя, чтобы научить человека не только танцевать, но и мыслить, ощущать мир. Потом он выходит на сцену и начинает делать ошибки, а ты ничем помочь не можешь. Не можешь выскочить на сцену и станцевать вместо него. Нужно иметь огромное терпение, чтобы дождаться побед, которые, кстати, и не гарантированы", – рассказывает Юрий Антонович.
Предлагаем балетмейстеру спуститься в зал и показать свое любимое место в партере, откуда ему нравится наблюдать за событиями на сцене. Собеседник отказывается и указывает за кулисы в сторону пульта помощника режиссера – его любимое место там.
"Я стою рядом, смотрю, как люди танцуют, что происходит с декорациями, со светом. Я вижу весь спектакль. И самое главное – я могу немедленно среагировать, если что-то не так, связаться с любой службой, чтобы откорректировать. Сидеть в зале – это, конечно, приятно. Но не успеешь среагировать", – объясняет Юрий Антонович.
И актеры, выступая, чувствуют себя спокойнее, если балетмейстер наблюдает за спектаклем с уже привычного для всех места.
"Для них очень важно, чтобы я здесь стоял. Тогда они чувствуют себя спокойно. Когда я танцевал, мой руководитель стоял здесь, и я реагировал точно так же. Когда твой ученик начинает создавать какие-то великолепные вещи, поражать зрителя, вот тогда ощущения великолепные, все, что ты вложил в него, начинает произрастать, и тогда все окупается. Все страхи, все – не напрасно", – говорит он.
В день с личными и профессиональными вопросами к балетмейстеру приходят по 10-15 человек. И попробуй раздели: личный вопрос или профессиональный. Юрий Антонович не одного человека отговорил уходить из театра.
"Я не жалею о том, что отговорил энное количество хороших артистов остаться дома и работать в этом театре", – рассказывает балетмейстер.
Не все рвутся браться за исторические темы
Но главный человек, которого Троян отговорил бросать Большой, – это он сам. Причем в школе он и вовсе планировал завязать с балетом. В десять лет сам принял решение прийти в балет и сам же решил бросить – после первых занятий понял, что танцевать, как актеры Большого, научат еще нескоро. Мама уговорила продолжить занятия, пообещав купить велосипед.
Несколько лет белорус учился в Санкт-Петербурге. Отчислили – за поведение.
"Почему всех так интересует эта история?" – смеется Юрий Антонович, когда мы пытаемся выспросить подробности.
Какими бы они ни были, возможно, благодаря тому, что из Питера Трояна тогда отчислили и он вернулся в Минск, у белорусов теперь есть два исторических балета – "Витовт" и "Анастасия". После постановки о князе Витовте балетмейстер шутил в одном из интервью – у него "послеродовая депрессия".
"Когда сделаешь какую-то большую работу, в душе наступает пустота, нужно наполнить себя эмоциями, знаниями, почувствовать непреодолимую тягу что-то новое сделать", – рассказывает Юрий Антонович уже корреспонденту Sputnik.
Из разговора становится понятно, что историями Витовта и Анастасии Слуцкой интерес Трояна к белорусской истории не ограничивается. Но кем будет следующий герой, который привлечет его внимание, пока не рассказывает.
"Нужны знания и огромное желание этим заниматься. Далеко не все рвутся браться за исторические темы, это тема сложная. Можно найти много интересных ситуаций, а можно и ошибиться, не так трактовать какие-то ситуации", – признает режиссер.
Театральные дети
"Во все времена по вечерам дети, которых сотрудники не нашли куда пристроить, бегают по коридорам театра. Много было приказов за это время о том, что детям не место в театре, о том, что это опасно, но они все равно живут в театре. Из них получаются самые лучшие артисты, для них театр – это не работа или обязанность, а образ жизни", – рассказывает Юрий Антонович.
Просим рассказать о местах в театре, с которыми связаны детские воспоминания. Балетмейстер предупреждает – мол, вы же понимаете, у восьмилетнего мальчишки воспоминания довольно специфические. Есть в театре окна, через которые будущий танцор сбегал с занятий. Да и вообще, засыпающего за кулисами ребенка быстро заметили и "завербовали" на детские роли – только все чаще в опере.
Каким бы интересным ни было закулисное детство, Юрий Антонович предлагает говорить о будущем: "Я получил определенные звания, ордена, награды. Самая главная – признание зрителя, это дорогого стоит. Я стараюсь жить будущим. Даже в моем возрасте есть будущее".
Есть и настоящее. В репетиционном зале прямо сейчас идет прогон. А вот коридор, который ведет на сцену. Ковровая дорожка лежит сбоку – вроде бы, неуместно, неясно, для чего ее сдвинули от центра. Юрий Антонович объясняет – по ней к сцене идут артисты, дорожка лежит так, чтобы им не приходилось ступать на холодный пол.
Без провожатого найти в театре верный путь кажется совершенно невозможным. Длинные коридоры, переходы, сцена, огромный зрительский зал.
"А однажды открывается последняя дверь, и мы оказываемся в фойе", – говорит балетмейстер – и открывает для нас ту самую дверь, а сам возвращается к репетиции.
Сегодня в Большом театре оперы и балета к юбилею артиста будут показывать балет "Анастасия". А перед началом представления состоится встреча с балетмейстером – и зритель сможет задать ему все вопросы, ответы на которые не получил в этом интервью. Да-да, можете даже спросить, за какой проступок балетмейстера исключили из Ленинградского хореографического училища.
И да – постоянных зрителей балетмейстер, даже стоя за кулисами у пульта помощника режиссера, узнает в лицо.