Священный синод РПЦ принял прошение Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла об освобождении от должности, а на его место назначил епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина с сохранением за ним временного управления Борисовской епархией. Что значит смена экзарха для православной Беларуси?
Митрополита Павла не наказали
"В свете процессов, которые происходят в Беларуси, было бы более правильным, чтобы во главе Белорусской православной церкви, экзархата стоял выходец из Беларуси, который более четко воспринимает реалии страны, чтобы претензий к церкви, церковному руководству не возникало. И в этом смысле кандидатура владыки Вениамина этим требованиям удовлетворяет", – считает профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко.
Он отмечает, что митрополит Павел давно служил в Беларуси и приобрел большой опыт, но в его адрес звучали нарекания, что он гражданин России, и не белорус по происхождению. А владыка Вениамин как раз белорус, уроженец страны. В то же время перевод митрополита в Россию эксперт не считает наказанием.
"Он достойно себя проявил в ситуации, когда поддержал избранного президента, но призвал власти и протестующих к сдержанности, к прекращению беспорядков. Занял позицию невмешательства в политический процесс, позицию миротворца. То, что он назначен на очень почетную Екатеринодарскую кафедру (Екатеринодарская и Кубанская епархия РПЦ, Краснодарский край, РФ – Sputnik), как раз говорит о том, что это нашло должную оценку со стороны Синода. Но в дальнейшем признано более целесообразным, чтобы белорусский иерарх по происхождению возглавлял Белорусскую церковь", – пояснил Владислав Петрушко.
Перевод митрополита Павла в Краснодар ссылкой или наказанием считать нельзя. Такого мнения придерживается и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
"Если говорить о карьерной лестнице, отдельный национальный экзарх, конечно, выше по политическому статусу, чем митрополит одной из епархий Русской православной церкви, но по церковному каноническому статусу – он был митрополитом и в Беларуси, и остается им на новом месте. Тут играет роль фактическое богатство той митрополии, которая сейчас досталась Павлу. Ясно, что Кубань – это и житница России, и богатая епархия, и, естественно, более спокойная. Там можно жить довольно вольготно, и для него это не самое худшее место. Я думаю, он должен быть доволен", – поясняет религиовед.
Чтобы снять возможные обвинения
В то же время Роман Лункин отмечает, что таким образом Московский патриархат стремится отстоять свои позиции на территории Беларуси и предупредить о тех опасностях, которые могут в дальнейшем появиться.
"Хотя оппозиция и раскритиковала нового епископа, здесь, совершенно очевидно, сделана ставка на то, что глава экзархата – белорус. В данном случае даже оказалось неважно сохранение прямого контроля из Москвы за белорусским православием, хотя, может быть, от патриархата этого многие ожидали. В результате был выбран относительно молодой епископ, воспитанный и выросший в Беларуси, с умеренно консервативными взглядами, без определенной политической позиции, но при этом не поддержавший прямо или косвенно протестные акции", – говорит специалист.
Владыка Вениамин, по его словам, выделяется на фоне той поддержки манифестантов и заявлений о жестокости представителей власти, которые раздавались в последние недели со стороны православного духовенства и со стороны католиков.
"Появление довольно спокойной фигуры экзарха симптоматично, потому что в данном случае церковь делает ставку на сохранение существующего статус-кво. Но при этом во главе с белорусским деятелем, чтобы предупредить какие-то обвинения, что московский патриархат и Патриарх Кирилл не дают развиваться белорусской национальной церкви и белорусской идентичности. К новому епископу не будет претензий, а к митрополиту Павлу могли возникнуть, потому что он был человеком, присланным из Москвы", – полагает Роман Лункин.
Расслабляться рано – раскольники еще проявятся
В экспертном сообществе появились предположения, что Белорусскую православную церковь может ждать раскол по украинскому сценарию. Однако профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко не согласен с этими заявлениями.
"Владыка Вениамин выступает против Белорусской автокефалии церкви, против перемещения националистического фактора в церковную жизнь. В этом смысле это как раз удачный первый иерарх для белорусской церкви, который будет избегать каких-то крайностей. Он человек строго аскетичной жизни, не вызывающий нареканий, будет иметь большой авторитет. Это благотворно скажется на той ситуации, которая происходит сейчас", – полагает он.
Сценарий раскола в том виде, в котором имел место на Украине, по мнению Владислава Петрушко, вряд ли возможен, поскольку в Беларуси минимальное число приверженцев так называемой Белорусской автокефальной православной церкви. Практически все общины этой структуры находятся за рубежом "среди националистически настроенных эмигрантов". Поэтому благотворной почты для раскола в самой Беларуси нет.
"Но есть внешний фактор. Нельзя исключать, что патриарх Константинопольский Варфоломей возжелает Беларуси даровать так называемую автокефалию, как на Украине, без желания самих белорусов. Понятно, что для него это какая-то программа борьбы с Русской православной церковью. До конца XVII века Беларусь (в церковном административном делении – Sputnik) действительно входила в состав Киевской митрополии", – отмечает Владислав Петрушко.
Есть прецедент, отмечает эксперт: Варфоломей совершенно незаконно аннулировал древние акты, по которым Киевская митрополия вошла в состав Московского патриархата. Это может позволить ему пойти на такой шаг.
"Константинополь идет ва-банк. Понять логику человека (Варфоломея - Sputnik), который находится едва ли не при смерти, сложно, но он уже взбаламутил весь православный мир своими решениями. И я бы не исключал его вмешательства и в случае с Беларусью", – пояснил Владислав Петрушко.
В Беларуси возможен не украинский, а эстонский сценарий
"Я думаю, что украинский сценарий Беларуси не грозит, потому что объективно нет какого-то другого православного конкурента у экзархата. Но я думаю, что продолжит свое развитие Белорусская автокефальная православная церковь, которая и станет головной болью для белорусского экзархата. Если в Минске сменится власть, то из Нью-Йорка, где находится центр этой структуры, приедет ее архиепископ. У новой власти он попросит себе собственность, как в Черногории", – дополняет Роман Лункин.
Он также считает, что почвы для серьезного раскола церкви в Беларуси нет, и ничего серьезного из этого не выйдет. Тем более что "духовенство белорусского экзархата продемонстрировало политический плюрализм и определенные христианские качества – поддержало честные выборы, выступало за милосердие, против жестокости".
"Священники экзархата выходили поить водой, кормить протестующих, пошли в изоляторы. С моральной точки зрения рядовое духовенство выступило на стороне манифестантов. Поэтому у другой власти будет меньше возможностей обвинить белорусский экзархат в услужении в интересах Москвы или Лукашенко. Может, это связано с тем, что митрополит Павел не наводил авторитарные порядки внутри экзархата и у него одни епископы были оппозиционеры, другие охранители. Но радикальный сценарий все-таки возможен", – предполагает Роман Лункин.
Ситуация, по его мнению, может быть такой. На территории Беларуси создается Белорусская автокефальная православная церковь, она регистрируется, делается попытка отдать ей часть собственности. Отдельные представители духовенства переходят из белорусского экзархата в независимую церковь, и ее под свое крыло берет Константинопольский патриархат. Но такой мизерной церкви нельзя дать автокефалию, можно только организовать ее на территории Беларуси под юрисдикцией Константинопольского патриархата, чтобы легализовать.
"Это сценарий не украинский, а эстонский. В Эстонии тоже есть Эстонская православная церковь Московского патриархата, и в 90-е годы именно из-за нее случился разрыв Константинополя с Москвой, потому что Константинопольский патриархат создал свои параллельные структуры в Эстонии. Потом все тихо прекратилось, но две православные структуры так и действуют до сих пор – большая Эстонская православная церковь Московского патриархата и не очень большое количество приходов под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Вот такой конфликт в Беларуси вполне может возникнуть", – заключает Роман Лункин.