Вокруг проходных баллов в ведущий педагогический университет Беларуси ежегодно разгораются споры. Некоторые убеждены, что в учителя идут "ради корочки", другие, напротив, защищают вуз и утверждают, что в преподавании без призвания – никак.
Sputnik расспросил абитуриентов, которые уже отнесли документы в БГПУ им. Танка и с нетерпением ждут ответа: некоторые буквально продолжат "учительское семейное дело", другие не хотят загадывать – мол, через четыре года все может круто измениться.
Учитель в четвертом поколении!
Елизавета Тишевич из Несвижа выбрала физмат БГПУ, она признается: всегда хотела учиться именно в педуниверситете, иначе и быть не могло.
"Другие вузы не рассматривала никогда, поэтому в первый же день повезла подавать документы: оказалась первым абитуриентом на физико-математическом факультете. В школе я постоянно участвовала в олимпиадах, научно-исследовательских конференциях и конкурсах, а сумма баллов аттестата у меня 10. ЦТ я не сдавала, поскольку знала, что с золотой медалью можно поступить без вступительных испытаний", – рассказывает Елизавета.
Педагогический девушка выбрала вполне осознанно: она будет представлять уже четвертое поколение педагогов в семье.
"Моя прабабушка работала математиком, бабушка и две ее сестры – биологи. Мама училась в педколледже и работает лаборантом физики, а ее родная сестра трудится в минской школе учителем истории. В следующем году моя старшая сестра окончит БГПУ, и даже младшая так же, как и мы все, хочет связать свою жизнь с профессией учителя", – делится Лиза.
Одним из главных плюсов обучения в БГПУ абитуриентка считает практику в школах и лагерях.
"Свое будущее я свяжу именно с педагогикой, со школой. Я точно буду работать по выбранной специальности (учителем физики и информатики), потому что знаю, что это мое призвание. Родители полностью солидарны с моим выбором", – делится собеседница.
Елизавету не смущает невысокий доход в сфере, с которой она хочет связать жизнь: по ее мнению, труд учителя вполне практичен: "Я считаю, что работать в бюджетной сфере более разумно и практично: можно рассчитывать на поддержку государства в получении арендного жилья, дотации и льготы для молодого специалиста и не только", – рассуждает абитуриентка.
"Зарплата зависит от человека"
Еще одна золотая медалистка, Анастасия Радюн из агрогородка Бенякони в Гродненской области, тоже уверенно шла к медали, однако ЦТ на всякий случай сдала – набрала 335 баллов в сумме.
"Я собираюсь поступать на факультет естествознания (биология/география). С факультетом и вузом определилась еще в 10-м классе, но все равно готовилась к тестам – для подстраховки. В итоге количество набранных баллов никак не повлияло на мое решение идти в БГПУ, документы подала как медалистка", – рассказывает Настя.
Девушка признается: ее просто очень интересует география. Абитуриентка намерена работать по специальности, в перспективе – повышать квалификацию.
Ту же специальность выбрала другая собеседница Sputnik Нина Шавко: она уже подала документы, а вуз выбрала в конце девятого класса.
"Когда я принесла документы в школу на 10-й класс (думала, уходить ли после девятого), меня спросили, куда я собираюсь поступать. Я смело ответила, что пойду в БГПУ, а мне рассказали про районный педагогический класс и его плюсы при поступлении. Там я и обучалась в старшей школе, это помогло мне при поступлении – ЦТ не понадобилось. Средний балл аттестата у меня 8,8", – делится собеседница.
Нина хочет быть учителем потому, что это "самая почетная профессия в цивилизованных странах". Она убеждена, что у того, кто выбирает такой трудовой путь, должны быть определенные способности: как минимум, нужно увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека.
"Работать в школе по своей специальности я буду однозначно первые пять лет из-за обработки. Как далее сложится – я не знаю, но бросать педагогическое дело я не планирую. Работать буду, может и не в школе, но буду!" – девушка настроена решительно.
"Зарплата, я считаю, зависит от человека: если сидеть на месте, будешь получать оклад, но это не про меня – я хочу развиваться, идти вперед. Я уже познакомилась с несколькими абитуриентами с моего факультета, там есть ребята, у кого сумма баллов – 320-350, но они хотят учиться именно здесь", – уверяет собеседница.
На ЦТ – без подготовки
Обучение в педуниверситете активно обсуждают в тематических группах в соцсетях. Некоторые ребята признаются: по разным причинам не смогли уделять должное время подготовке к ЦТ, а из-за маленькой суммы баллов лишились большого выбора; в то же время многие из них просто хотят получить высшее образование.
"Я весь 11-й класс работал, не было возможности готовиться к ЦТ. В итоге сдавал без подготовки: мало куда прохожу с моей суммой. Но я думаю, главное – получить "вышку", все равно мало кто сейчас работает по специальности", – рассуждает Кирилл, один из участников обсуждения в абитуриентском чате.
Некоторые не загадывают на будущее: Юля Лаппо из Крупок в беседе со Sputnik признается, что, хоть и видит себя хорошим педагогом, не готова строить далеких планов о своей работе (но уверена, что ее "будущее сложится удачно"). Она набрала 312 баллов, из-за суммы пришлось скорректировать выбор – но не вуза, а факультета.
"Я рассматривала логопедию, теперь собираюсь поступать на факультет социально-педагогических технологий (социальная и психолого-педагогическая помощь). С самого начала вступительной кампании рассматривала педуниверситет, потому что считаю, что профессия педагога отлично мне подходит: я умею выслушать человека, помочь, если он нуждается в этом. Кроме того, в этом вузе ты приобретаешь не только профессиональные навыки, но и жизненные – учишься взаимодействовать с разными слоями населения", – считает Юлия.
Некоторые абитуриенты, выбравшие БГПУ, в будущее смотрят с большим оптимизмом. Абитуриентка Яна из города Барань в Витебской области ради обучения в педагогическом классе перевелась в гимназию.
"Мне очень нравилось там учиться, получила рекомендации и собираюсь поступать на естфак, специальность биология/химия. Считаю, что БГПУ – ведущий вуз страны, там достойное образование, можно продолжить обучение в магистратуре. Думаю, и учитель может вполне неплохо зарабатывать: лично я в будущем хотела бы иметь около тысячи долларов", – признается она.
Без любви к детям – никак
Виктория Мишкова, будущая студентка БГПУ из небольшого городка в Брестской области, подала документы на факультет начального образования и с нетерпением ждет ответа.
"В самом начале я точно не знала, на какой именно факультет пойду, но уже выбрала БГПУ, всегда хотела поступить в Минск. У меня в этом вузе много знакомых, отзывы от них только хорошие – говорят, там высокий уровень преподавания, интересная студенческая жизнь.
Когда я сдала ЦТ, поняла, что хочу именно на ФНО; у нас в школе как-то были дни самоуправления, я учила младшие классы – мне всегда это очень нравилось. И я очень люблю детей: у меня три младшие сестры, я все детство провела с ними! В преподавании же без любви к детям никак – они все чувствуют", – откровенничает Вика.
Сумма баллов у Виктории – 305, цифра даже больше необходимой, так что абитуриентка очень надеется на успех. После планирует выучиться и в магистратуре - чтобы набраться еще больше опыта, а дальше – непременно работать по специальности.
"Конечно, хотелось бы зарабатывать достаточно: чтобы хватало на жизнь и можно было что-то отложить – я верю, что так оно и будет. Вообще, размер зарплат учителей меня не смущает, потому что я считаю, что если ты всей душой любишь профессию, то добьешься в ней максимального успеха – неважно, учитель ты или программист", – рассуждает она.
Абитуриентка убеждена, что профессия педагога очень важна: именно в школе формируется личность, а "будущее – за детьми". "Я очень надеюсь, что в педагогику идут люди, которые реально заинтересованы, – не чтобы получить "корочку" и не потому, что больше никуда не прошли. Хотя и таких много, к сожалению", – пожимает плечами Виктория.
Напомним, Sputnik также беседовал с выпускниками БГПУ, которые стали студентами в 2015 году (тогда для поступления на "Физику и информатику" требовалось всего 129 баллов из 400 возможных). Ребята рассказывали, почему выбрали этот вуз, тяжело ли им давалась учеба там и какие перспективы перед ними открылись.