Де-юре был отменен компромиссный декрет основателя современной светской Турции Мустафы Кемаля Ататюрка от 1934 года, согласно которому собор был переведен в разряд музейных памятников и впоследствии отнесен к наследию Юнеско.
Необходимо отметить, действия турецких властей только усугубили существующие противоречия между христианством и исламом, осложнили положение Анкары на международной арене, в том числе в отношениях с Россией и странами Запада.
Внешние и внутренние факторы
Примечательно, что "глубокую обеспокоенность" и "сожаление" по данному поводу высказали не только РПЦ и иные православные церкви, но также Всемирный совет церквей и Ватикан.
Во время воскресной мессы 12 июля Папа Римский Франциск заявил, что все его мысли сейчас находятся в Стамбуле: "я думаю о Святой Софии, и я очень огорчен".
Параллельно в Греции, с которой, несмотря на совместное членство в блоке НАТО, у Турции традиционно сложные отношения, назвали решение Анкары "исторической ошибкой" и "провокацией и вызовом всему цивилизованному миру".
Такую же точку зрения можно встретить, анализируя публикации ряда западных изданий, где политические эксперты и религиоведы называют действия турецкого руководства "вызовом Западу и христианству". Константинопольский патриарх Варфоломей, еще недавно поддержавший раскол Русской православной церкви на Украине, сейчас отмечает, что "разрушен символ солидарности между христианством и исламом", которым, по мнению иерарха, и был собор Святой Софии, пока пребывал в статусе музея, открытого для посещения верующими разных конфессий.
Отдельного внимания заслуживает популярная гипотеза о том, что действия Эрдогана являются симметричным ответом на признание со стороны США Иерусалима столицей Израиля, что стало своеобразной "фишкой" президентской каденции Дональда Трампа. Косвенно эту версию подтвердил и сам турецкий лидер в своем обращении к нации, когда отметил, что "возрождение Айя-Софии – это предзнаменование освобождения мечети Аль-Акса, которая находится на Храмовой горе в Иерусалиме".
Здесь же необходимо отметить, что впервые турецкое руководство заявило о возможности пересмотра статуса храма Святой Софии более года назад, то есть акция была подготовленной, и думается, что авантюрные действия Вашингтона на Ближнем Востоке сыграли в этом деле не последнюю роль.
При этом в уже упомянутом обращении Эрдоган был непреклонен и заявил, что "мнение других стран не может повлиять на принятое решение". По словам турецкого лидера, преобразование собора Святой Софии в мечеть соответствует воле и желанию народа, является закономерным продолжением движения на пути к "созиданию сильной и великой Турции".
Вместе с тем, справедливости ради стоит подчеркнуть, что никаких всенародных опросов по данному поводу турецкие власти не проводили, а апеллирование к воле народа является общеизвестным популистским приемом. Турецкое общество еще с момента попытки военного переворота в 2016 году считается "разделенным", где сторонники Эрдогана хоть и составляют большинство, но также среди населения, особенно в крупных городах, наличествуют очень сильные оппозиционные настроения.
Причем если действующий президент апеллирует к ценностям исламской религии, то оппозиционеры, наоборот, в основном являются носителями идей светского государства и опираются на политическое наследие Ататюрка. В этом смысле решение о передаче храма Святой Софии под мечеть – это очередной шаг Эрдогана по мобилизации своего ядрового электората и символическая победа над оппонентами на внутреннем поле. Недаром вскоре после заявлений президента из собора Святой Софии прозвучал призыв муэдзина, который транслировался в прямом эфире по основным турецким телеканалам.
Отношения с Россией и дальнейшая судьба храма
Что касается России, то с недавних пор отношения между Москвой и Анкарой несколько ухудшились, что, впрочем, не исключает их последующего улучшения в перспективе, как уже не раз бывало в последние 10 лет.
В этот раз камнем преткновения выступают разночтения по ситуации в Ливии, которая после свержения власти и убийства полковника Каддафи пребывает в состоянии хаоса и войны всех против всех. Официальное правительство в Триполи, которое пользуется симпатиями Эрдогана, в реальности ничего не контролирует, а поддержка Россией сил маршала Халифы Хафтара вызывает раздражение турецкого руководства. Сюда же можно добавить контакты Турции с лидерами крымско-татарского Меджлиса, пытающегося организовать подрывную деятельность среди татарского меньшинства на территории Крыма, настроить представителей этого народа против России.
В свете вышеизложенных обстоятельств отдельные аналитики утверждают, что действия Эрдогана направлены также против России и Москвы как "третьего Рима" православия. Однако более вероятно, что речь может идти о смешанной мотивации принятых турецкими властями решений, где причудливо переплелись религиозные установки правящей верхушки Турции, соображения геополитики, тактические политические интересы и пр.
Как бы там ни было, но уже 24 июля в храме Святой Софии начнутся богослужения для мусульман, и в истории собора, основанного римским императором Юстинианом еще в 537 году, откроется новая страница. Более 900 лет собор был христианской святыней, а после падения Византии и завоевания Константинополя османами в 1453 году храм был превращен в мечеть. Компромиссное решение мудрого Ататюрка о создании музея как символа примирения религиозных конфессий не продержалось даже 100 лет, и что-то подсказывает, что возвращение ислама в стены Святой Софии вовсе не конец этой эпопеи.
Главное, чтобы политики не додумались взрывать памятники религиозной архитектуры, как это делали строители коммунизма в нашем советском прошлом, либо религиозные фанатики из Исламского государства (террористическая организация, запрещена в РФ и ряде других стран) в недавнем настоящем. Храм Святой Софии видел в своей истории римских императоров и византийских самодержцев, турецких султанов и президентов, поэтому Р.Т. Эрдоган вряд ли смог чем-то удивить эти древние стены, которые лишь в узком смысле принадлежат Турции, а на самом деле, в том числе с точки зрения ЮНЕСКО, являются духовным наследием всего человечества.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции