Тема назойливых приглашений на презентации товаров, кажется, не иссякнет никогда. Раньше белорусов обзванивали вежливые дамы, интересующиеся, в какой город они попали и не хотят ли собеседники прийти на собрание и получить за это подарок, сейчас на помощь торговым организациям пришли роботы.
По Минску прокатилась волна звонков на городские номера с записанными приглашениями посетить мероприятия, где можно будет купить "высококачественную посуду", "экологичное гипоаллергенное белье" или "плед из настоящей овечьей шерсти". Однако приятные мужские и женские голоса, нацеленные вызвать желание прийти и что-то купить, вместо этого вызывают только раздражение.
Корреспондент Sputnik поговорила с минчанами, уставшими от подобных звонков, и выяснила в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, как бороться с навязчивой телефонной рекламой.
Хочется обрезать провода
Минчанка Инна с апреля работает дома из-за коронавируса. Городским телефоном девушка практически не пользуется, поэтому очень удивилась, когда в течение дня на него начали поступать звонки.
"Сначала я просто не снимала трубку, потому что номера незнакомые. К тому же, я ни от кого звонков не ждала. В один прекрасный день уже где-то в середине мая, когда звонили практически каждый час, я психанула и сняла трубку. Мужской голос протарабанил текст про приглашение на презентацию посуды. Я поняла, что это робот, когда он не смог ответить на мои вопросы и просто пожелал хорошего дня и попрощался", - рассказала она.
После этого девушка еще несколько раз брала трубку и выслушивала очередные сообщения с приглашениями.
"В конце концов, меня это достало. Я позвонила на "Белтелеком", там мне сказали, что ничего сделать не могут. Тогда я просто выключила звук в телефоне, потому что очень раздражали эти звонки. Вечером проверяю оределитель – там всегда звонка три-четыре с разных номеров есть. Разве это нормально? Я же не давала свой номер никаким магазинам", – возмущается Инна.
Еще один житель столицы Евгений работает из дома уже больше месяца и также столкнулся с надоедающими звонками.
"Я снимаю квартиру, в ней есть стационарный телефон. Меня просто завалили звонками за последние несколько недель! Постоянно звонят и приглашают на всякие презентации. Самое интересное, что с разных номеров. И это не люди, а боты. Пообщаться с ними не получается, послать их куда подальше и попросить больше не звонить сюда – тоже. Телефон допотопный, звук не отключается в нем. Хоть провод телефонный обрежь", – раздражается мужчина.
В редакцию на звонки роботов пожаловалась и Алина. По словам девушки, звонят по несколько раз в день с одним и тем же текстом. "Я с марта нахожусь в самоизоляции. Практически все это время, а особенно в последние недели, мне звонят роботы со всякой чепухой. То на презентацию постельного белья приглашают, то на презентацию вещей из овечьей шерсти. Это сильно отвлекает", – сетует минчанка.
Она не может позволить себе отключить городской телефон, потому что на него звонит ее пожилая бабушка. "Я не могу пропустить звонок от нее. Мало ли, с ней что-то случится, а я будут не в курсе. Я уже даже привезла ей мобильник, но бабуле 93 года, она так и не решается им пользоваться. И вот куда мне обращаться, чтобы прекратить этот телефонный терроризм?" – со вздохом интересуется Алина.
МАРТ: это незаконно
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик рассказала, что на презентации зовут организации, которые осуществляют разносную торговлю.
"Конечно, без согласия абонента они не имеют права по телефону распространять рекламу. Поэтому первое, что они должны спросить во время звонка, согласен ли человек на получение рекламы. Например, то, что некоторые в этом случае отвечают, что номер телефона предоставил кто-либо из знакомых абонента, не является основанием для того, чтобы звонить и распространять рекламу", – подчеркнула она.
Если звонки с приглашениями поступают на мобильный телефон, человеку в первую очередь нужно уточнить у звонящего название организации, приглашающей на презентацию, место ее нахождения и, в случае нежелания получать рекламу таким образом, сообщить об этом звонящему.
"Если это не возымело действия или звонок осуществлялся роботизированной системой, нужно обращаться к оператору связи, абонентом которого является организация. Если и это не привело к прекращению рекламных звонков, тогда следует обращаться в местный орган власти по месту проживания (администрацию района, гор- или райисполком – они осуществляют контроль за рекламой на соответствующей территории) для принятия мер. Но нужно понимать, что в таких случаях, как правило, отсутствует объективная возможность установления персональных данных владельца номера, с которого звонят потребителю. Поэтому контролирующие органы обращаются к оператору мобильной связи, уведомляя его о том, что с определенного номера звонят и распространяют рекламу без согласия абонента, чем нарушают требования закона "О рекламе", и просят проинформировать владельца номера о том, что он нарушает законодательство о рекламе и обязан устранить это нарушение", – рассказала Гаврильчик.
По ее словам, несколько подобных случаев в практике МАРТ было, и операторы мобильной связи помогли пресечь нарушения – такие звонки прекращались.
"При звонках на городской номер телефона также следует сразу же поинтересоваться, представитель какой организации звонит, и предупредить звонящих, что такие звонки незаконны, поскольку человек не давал на них своего согласия. К тому же, и номер, с которого звонят, как правило, не известен", – отметила эксперт.
Есть и более сложный, но эффективный путь.
"Можно согласиться прийти на презентацию и узнать, где она будет проходить, – это поможет контролирующим органам выяснить, какая организация осуществляет незаконные звонки, и вынести предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Хотя, конечно, это все же более длительный процесс и для потребителя не очень приятный", – предложила вариант борьбы представитель МАРТ.
Жалобы и обращения по поводу звонков роботизированных систем в МАРТ пока не поступали. Но там о проблеме знают.
"При подобных звонках рекомендую включить запись разговора и сохранить этот файл. Также можно дослушать информацию до конца, узнать, где и когда будет проводиться презентация, а после этого обратиться в местный орган власти, приложив аудиозапись, сообщив адрес проведения презентации. Местный орган власти обратится по адресу места проведения презентации (обычно это кафе или гостиница) и выяснит, с какой организацией заключен договор на предоставление помещения. Таким образом можно установить нарушителя законодательства о рекламе и привлечь его к ответственности", – резюмировала Инна Гаврильчик.
Читайте также:
- Кастрюля по цене самолета, или Как семья из Витебска купила посуду за $1000
-
По следам посуды: как витеблянам неудачно пытались продать белье за $1500