Семья из Витебска сходила на презентацию посуды, где купила набор из трех предметов, за который им придется заплатить 2100 белорусских рублей. У супругов ежемесячный доход составляет 350 рублей, и они уверены, что на презентации не обошлось без гипноза.
Подарок сразу врУчат, а может быть, вручАт
"Честно скажу, мы пошли туда, поскольку супругам обещали новогодний подарок и плюс к этому всем пришедшим давали настенные календари. Кроме того, на презентации обещали разыграть искусственную ель. До этого мне периодически звонили представители различных фирм, но я с ними не разговаривала, а здесь повелась на елочные украшения", – рассказала корреспонденту Sputnik Екатерина (имя изменено, поскольку, по признанию женщины, ей стыдно из-за того, что ее так обманули).
Женщина вспоминает, что не раз спрашивала у звонивших, откуда те знают ее номер. В ответ всегда слышала, что есть специальная программа, которая случайным образом выбирает номера телефонов. Но она склоняется к мнению, что сотрудники фирм находят информацию в интернет-магазинах и на различных форумах, потому что Катерине всегда звонили именно на тот номер, который она оставляла при регистрации на различных сайтах.
"Мы живем небогато. В семье работает только муж, у которого зарплата 350 рублей. Работу сейчас тяжело найти. Я сижу с ребенком. Работала в свое время на "Монолите". После выхода из декретного отпуска меня вызвали к начальству и предложили уйти "по-мирному", поскольку им не нужны сотрудники, которые будут постоянно на больничном по уходу за ребенком. Поэтому, сами понимаете, подарок к Новому году мы хотели получить", – призналась Екатерина.
Семья получила оба подарка: шесть пластиковых новогодних шаров и настенный календарь с рекламой итальянской посуды. Кроме того, семья купила казан, сковороду-гриль и противень за 1440 белорусских рублей. Поскольку брали в кредит на четыре года, то выплатить за покупку придется 2100 рублей.
Хорошая посуда – хороший кредит
По словам Екатерины, дома есть и сковороды, и кастрюли, и даже противень, но в тот момент они ощутили острую необходимость в приобретении "итальянской высокотехнологичной посуды".
"Мне до сих пор кажется, что я была будто под гипнозом, половины из того, что происходило на презентации, не помню", – отметила "счастливая" обладательница итальянской посуды.
На покупке посуды настоял муж, что удивительно, ведь он не только не имеет никакого отношения к кухне: готовит дома жена, – но и вообще не любит ходить по магазинам.
Как отметила Екатерина, поначалу представители фирмы обещали кредит на четыре года под 9% годовых, и, поскольку она экономист по образованию, то быстро прикинула в уме, что ежемесячный платеж за посуду не будет критичным. Окончательные документы женщина перед тем, как подписать, почему-то не проверила.
Придя домой и заглянув в бумаги, витеблянка обомлела: вместо 9% годовых, как им обещали на презентации, семье придется доплачивать по кредиту 30%.
"Получается, что в месяц мы должны отдавать по 43 рубля 97 копеек в течение четырех лет, а для нас это большая сумма", – расстроенно говорит Екатерина.
Особенно удивляет женщину то, что с фирмой сотрудничают три крупных белорусских банка, которые выдают кредиты для их клиентов, и, если в одном из них покупателю отказывают, продавцы сразу же обращаются в другой.
Зазвонил телефон – рассказывай стихотворение
Представители фирмы, продающей посуду, приехали в город на Двине из Гродно, где у них юридический адрес, а по некоторым данным, и производство "высокотехнологичной итальянской посуды". Презентацию проводила девушка, которая назвалась поваром, ей ассистировали трое молодых людей. По воспоминаниям Екатерины, ведущие были приятными молодыми людьми, которые сразу к себе расположили. На мероприятие собралось около 20 человек, в основном пенсионеры.
Презентация состояла из трех частей. Вначале ведущие рассказали о фирме и о том, насколько это замечательная посуда, где можно приготовить здоровую и вкусную пищу. Кроме того, сковороды и кастрюли чуть ли не сами отмываются.
Во время второй части ведущие готовили в этой посуде, причем они в одной кастрюле и жарили, и запекали, и варили, и парили, утверждая, что это универсальная кухонная утварь. После готовки состоялась дегустация.
"Приблизительно в это время ведущая спросила, покупал ли кто-нибудь товары этой фирмы раньше, и какая-то женщина, лет под 70, ответила, что пользуются этой посудой и дочка, и она, и все очень довольны. Сейчас пришла за сковородой. Как мне рассказали знакомые, "довольные покупатели" есть на каждой подобной презентации", – отметила Екатерина.
Третья часть состояла из того, что выступающие рассказывали про цены и уговаривали купить посуду.
При этом представители фирмы не церемонились со зрителями: в начале вечера один из ведущих попросил гостей выключить звук в телефонах и предупредил, что, если у кого-нибудь что-нибудь зазвонит, то этот человек выйдет на середину зала и расскажет присутствующим стихотворение на белорусском языке.
Первые впечатления
Вообще семья Екатерины потратила относительно небольшие деньги на посуду, поскольку купила так называемую "собирушку", состоящую из отдельных предметов. Представители фирмы пытались продавать комплекты посуды, самый дешевый из которых стоил 3000, а самый дорогой – 4000 белорусских рублей. И удивительно, что даже за такую цену на "фирменные и многофункциональные" кастрюли и сковороды нашлись свои покупатели.
Упакована посуда была просто – в серые коробки с приклеенным ярлычком. Ни о каких фирменных коробках речи не шло. Пакеты тоже не были предусмотрены: коробки за $1000 просто обмотали упаковочным скотчем и отдали владельцам.
"Не поверите, я только дома обратила внимание на то, что даже обувь упаковывают лучше, чем эти кастрюли", – недоуменно заявила Екатерина.
Удивительно то, что муж не просто хотел купить посуду – ему не терпелось сразу же начать готовить. Жена поддалась уговорам и потушила в казане курицу.
"Кастрюля как кастрюля", – вынесла вердикт хозяйка.
Ни жарить, ни запекать в ней нельзя, никакой корочки она не дает, "доводить до готовности после выключения огня" также не может. Зато после первого использования и мытья казан изнутри покрылся пятнами.
На корреспондента Sputnik посуда тоже впечатления не произвела. Да, относительно толстые стенки и дно, красиво блестит снаружи, на крышках установлен термодатчик. Вот, в принципе, и все.
Не спала всю ночь
На следующий день после презентации Екатерина написала в один из городских пабликов социальной сети "ВКонтакте", где спросила у горожан совета, как ей вернуть продавцам посуду. При этом она указала, что на презентацию ходила не она, а ее мать, поскольку стыдно было признаваться в том, что "клюнула" на такую уловку.
Жители Витебска откликнулись на сообщение, выслав множество ссылок на статьи, где рассказывается, как люди при помощи суда возвращали себе деньги, но на это уходило много времени.
"На презентации мне дали несколько буклетов с рецептами, договор и гарантийную книжку, кстати, гарантия на посуду 25 лет, но в интернете написано: если возникают какие-то проблемы, представители фирмы отвечают, что посудой неправильно пользовались. Везде были указаны гродненские телефоны, по которым я могла звонить чуть ли не круглосуточно. Но сколько я ни звонила, там никто не снял трубку", – вспомнила женщина.
Несколько дней назад муж Екатерины отправил почтой неиспользованные сковороду-гриль и противень в офис фирмы, и теперь семья ждет ответа от компании. В группе по защите прав потребителей, куда в свое время обращались супруги, им предложили попросить фирму вернуть деньги. Но когда Екатерина спросила, на какие документы она может сослаться при разговоре с фирмой, ей ответили: ни на какие.
Кстати, ель так и не разыграли.
Комментарий УВД
"Юридически данная покупка является законной. Состава преступления в действиях продавцов нет. В данном случае все вопросы решаются в гражданско-правовой сфере", – прокомментировала ситуацию официальный представитель УВД Витебского облисполкома Ольга Шкуратова.
Собеседница добавила: доказать то, что на клиентов производилось какое-либо психологическое воздействие, невозможно. А заключение договора с фирмой носит добровольный характер.
Поэтому гражданам нужно быть внимательными, когда они подписывают документы, внимательно читать текст договора и не спешить с приобретением товара.
P.S. Вдохновившись историей о покупке дорогостоящей посуды, корреспондент Sputnik решил посетить презентацию постельного белья из "шерсти австралийского мериноса". О том, как продавцы из Гродно пытались продать витеблянам комплекты белья за полторы и две тысячи долларов и что из этого вышло, читайте в репортаже Sputnik.