Вдохновившись историей о покупке дорогостоящей посуды, корреспондент Sputnik посетил презентацию постельного белья из "шерсти австралийского мериноса". О том, как гости из Гродно, активизировавшиеся перед новогодними праздниками, пытались продать витеблянам комплекты белья за одну и полторы тысячи долларов и почему под конец вечера ему стало жаль продавцов, читайте в репортаже Sputnik.
Гламур для простых граждан
В банкетном зале на стульчиках одного из кафе-клубов в центре города уютно расположились около 50 человек. Абсолютно все – "люди за сорок". Видно было, что организаторы решили не приглашать на презентацию "премиального постельного белья" тех, кто побогаче, а ограничились представителями среднего и "ниже среднего" класса.
Зал был оформлен соответственно: на переднем плане – две наклоненные к зрителям и красиво подсвеченные постели. Одна накрыта чехлом, а на второй расстелено постельное белье, которое издали выглядело неплохо.
Посреди зала с добродушной улыбкой прохаживался приехавший из Гродно торговый представитель компании "ЛамаГолд", который пытался убедить жителей Витебска в том, что именно это постельное белье им необходимо как воздух. Речь его была не очень разборчивой из-за особенностей дикции и явной спешки. Спикеру помогали мужчина и женщина, уютно расположившиеся за спинами посетителей и готовые выполнить просьбы ведущего.
Зал был задрапирован золотыми шторами: видимо, организаторы пытались не только подчеркнуть второе слово в названии белья (gold с английского переводится как золото), но и сделать так, чтобы презентация выглядела богато.
"Выгодные отличия"
Произнеся спич, торговый представитель взялся за "обработку" посетителей. Сначала он поинтересовался у присутствующих: есть ли у кого-нибудь "шерстяная постель"? Оказалось, что есть, и у многих. Когда выяснилось, что на ней спать "просто замечательно", оратор стал объяснять, в чем заключаются выгодные отличия постельного белья его компании от других производителей.
Отличий оказалось много. Во-первых, по словам мужчины, постельное белье, которое он продает, делается из шерсти австралийского мериноса.
"На Лондонской товарной бирже шерсть австралийского мериноса оценивается наивысшим 13-м классом качества. Шерсть европейских овец – максимум седьмым", – поразил воображение витеблян представитель компании.
Почему бы не выращивать австралийских мериносов в Беларуси и не делать более дешевое белье? Да потому что овцы не могут находиться в помещении, где их шерсть пропитывается аммиаком от собственных испражнений и становится "мертвой", вещал менеджер.
"А в Австралии овцы круглый год пасутся на открытом воздухе", – добавил заготовленных фактов оратор.
Рассказав еще о ряде "неопровержимых преимуществ", он уточнил, что самое главное отличие компании от других производителей – это ее логотип.
Оказывается, на логотипе компании есть зеленый крест, такой же, как на аптеках, а это означает, что постельное белье фирмы – лечебное, ведь "ни одна компания в мире не имеет права размещать подобный крест без специального разрешения, которое выдается на основании медицинских исследований".
Далее он сослался на положительные результаты медицинских исследований, однако где, когда и какие исследования эти комплекты прошли, не уточнялось. Продавцы вообще старались не вдаваться в ненужные подробности: прошли исследования – значит прошли, дали лаборатории сертификаты – значит дали, и все, большего слушателям знать не нужно.
Тулупы только желтеют
Презентация длилась более двух часов. За это время особенно выделялись две мысли, которые ведущий пытался донести до присутствующих. Во-первых, в презентуемом постельном белье нет пыльевых клещей благодаря ланолину. Это шерстяной воск животных, который убивает клещей. В доказательство ведущий привел "популярную на Кавказе пословицу" о том, что "где прошел баран, там не ползают скорпионы".
Кроме того, с помощью ланолина постельные комплекты якобы будут увлажнять тела спящих на них счастливчиков. Конечно, запас "волшебного вещества" в состриженной шерсти не бесконечен, но его всегда можно восстановить, постирав постельное белье в фирменном средстве с ланолином, которое, естественно, можно приобрести отдельно за примерно 40 рублей.
И вторая мысль: белье якобы не пачкается. Поскольку такое у шерсти свойство. "Вспомните тулупы, которые у многих по 70 лет висят в деревне. Их кто-нибудь стирает?" В зале одобрительно загудели, соглашаясь, что тулупы действительно не стирают.
"Вы когда-нибудь видели, чтобы они пачкались? Только желтеют со временем", - заключил выступающий. По его словам, благодаря все тому же ланолину (о нем никогда не стоит забывать) грязь не задерживается на волокнах, а скатывается с них, и поэтому "наше постельное можно стирать два раза в год".
В зале нашлась и "обладательница" постельного белья этой фирмы, которая пришла еще за одним комплектом "для родственников". По ее словам, она купила белье пять лет назад и с тех пор ни разу его не стирала, ведь оно так и не испачкалось. Видимо, "счастливый обладатель" сымпровизировал, поскольку ведущий, запнувшись, посоветовал все-таки стирать белье дважды в год.
"Сапфир", "Кашемир" и "сиди тихо"
В перерыве зрителям предложили подойти и потрогать постельное собственными руками. К этому времени со второй кровати сняли чехол и продемонстрировали публике "инновационный" комплект постельного белья – "Кашемир".
Вместе со всеми потрогать чудо-белье подошел и корреспондент Sputnik. Зрителям были представлены две модели: "инновационный "Кашемир" и "классический "Сапфир".
Честно говоря, белье не произвело никакого впечатления. Более того, "Сапфир" оказался колючим и жестким на ощупь, а шерсть на нем слиплась в "сосульки". Вряд ли сон на таком постельном белье доставил бы особое удовольствие.
После того, как задумавшиеся зрители расселись по местам, ведущий перешел к последней части презентации – оглашению цены "этих замечательных комплектов". Оказалось, что двуспальный "Кашемир" в самом магазине стоит 3900 белорусских рублей, а такой же "Сапфир" – 2900. Но именно на этой презентации ведущий готов подарить зрителям пять сертификатов на скидки, обладатели которых "на определенных условиях" смогут получить в подарок двустороннее шерстяное одеяло. Кроме того, на презентации обещали разыграть 24-дюймовый телевизор Horizont.
Когда ведущий назвал стоимость, зал притих. Когда же он начал рассказывать о бонусах, которые дают сертификаты, а это и рассрочка до трех лет, и скидка (на двуспальный комплект – 1000 рублей), и возможность поучаствовать в розыгрыше телевизора, сидящий перед корреспондентом мужчина зашевелился и предложил жене взять один из сертификатов.
"Сиди тихо", – процедила сквозь зубы супруга.
Чтобы получить один из скидочных сертификатов, нужно было вовремя поднять руку, поскольку людей много, а бонусов мало. Когда ведущий радостно спросил, кто же хочет получить эти подарки судьбы, возникла неловкая пауза.
А затем прозвучал встречный вопрос: "Когда вы уже подарки начнете раздавать?"
Ведущий объяснил, что нужно дождаться конца мероприятия, и шутливо посетовал на любовь "наших людей к халяве". Затем он попытался объяснить, что за качественный товар нужно платить большие деньги. Но люди уже ознакомились с товаром, и он их не впечатлил. Помощники попытались "дожать" тех, кто сомневался, но безуспешно.
Удивительно, но "обладательница" белья тоже не протянула руку за сертификатом, дабы осчастливить родственников.
После долгих уговоров одна семейная пара все же взяла сертификат, чтобы со скидкой купить одеяло.
В конце мероприятия представители компании снизили ставки и стали продавать шерстяные тапочки по 30 рублей (якобы их стоимость в фирменном магазине – 50 белорусских рублей), подушки и прочую шерстяную мелочевку, цены на которую были явно завышены. А настойчивая дама, не выдержав, пошла к помощникам выяснять, когда уже начнут раздавать подарки.
Но чтобы получить презент от фирмы, следовало заполнить специальные анкеты: указать свои ФИО, адрес, телефон, и поставить подпись под текстом, где говорилось, что человек не только согласен получать рассылку от компании, но и с тем, что фирма имеет право раздавать эти данные своим партнерам. А судя по тому, что у фирмы из прошлого репортажа и той, что привезла белье, в документах указан один гродненский адрес, партнеров у компании хватает.
Кому-то из посетителей достались маленькие подушечки от фирмы, кому-то – шерстяные варежки, кому-то – тканые сумки, а у продавцов в глазах читалась неподдельная тоска людей, чьи ожидания не оправдались.
Презентация оставила смешанные ощущения. С одной стороны – это агрессивный прямой маркетинг, не оставляющий гостям времени на то, чтобы подумать, а с другой, не совсем понятно, на что вообще рассчитывали организаторы. От мероприятия веяло собраниями "сетевиков", где в конце 90-х – начале 2000-х годов охмуряли доверчивых граждан. Но с тех пор прошло почти 20 лет, у людей появился свободный доступ к информации, они стали недоверчивы, научились считать деньги, и старые приемы с ними уже не работают.
Кроме того, мероприятие оставило без ответа самый главный вопрос: почему на подобные презентации товаров "премиум-класса" приглашают не богатых людей, которые могут их по достоинству оценить, а также имеют финансовые возможности приобрести эти товары, а тех, кто едва сводит концы с концами? Тех же пенсионеров, к примеру. Может, потому что богатые люди знают настоящую цену "уникальным вещам" и им нереально заморочить голову?