Пресс-центр Sputnik - Sputnik Беларусь
Пресс-центр

Как проверить статистику от властей и общественных организаций

© Pixabay / edarКалькулятор и ручка, архивное фото
Калькулятор и ручка, архивное фото - Sputnik Беларусь
Подписаться
Экономический аналитик Андрей Манько поделился своим опытом создания популярных исследований, поиска данных и их проверки.

МИНСК, 19 июн – Sputnik. Если статистика говорит о росте в одной сфере экономики, то и в смежных отраслях должен наблюдаться подъем.  Об этом рассказал начальник управления анализа финансовых институтов Центра экономических исследований Андрей Манько.

В пятницу состоялся очередной онлайн-вебинар SputnikPro на тему "Журналистика данных: как провести исследования, чтобы получить цитируемую новость". Во время него Манько дал ряд советов, где искать темы для своей аналитики и как проверять данные.

Исследование как инфоповод

Специалист рассказал, чтобы ваше исследование цитировали как можно больше СМИ оно должно быть: новым, качественным, актуальным, написанным на популярную тему и содержащим сравнительный анализ.

"Но не нужно прямо гнаться за актуальностью. Потому как вы можете сделать исследование на популярную тему, а оно утонет в сотне других материалов. Главное, чтобы читатели могли подчеркнуть, что-то важное из текста для себя сравнить свой регион или страну с другими", - подчеркнул Манько.

Самые популярные темы, по мнению начальника управления анализа финансовых институтов, касаются:

  1. Денег (вклады, кредиты, цены, богаты, бедные)
  2. Здоровья (где хорошие/ плохи медицинские услуги, продолжительность жизни в разных странах, наличие вредных привычек и так далее)
  3. Детей (все, что с ними связано)
  4. Отдыха (туризм, свободное время)

Использование данных в тексте

Из объемных отчетов Манько советует брать в первую очередь, те данные, которые интересуют самого журналиста. Если же таковых нет, то стоит смотреть на данные в динамике или сравнении. Специалист подчеркнул, что читателю интересно, не какой бюджет страны, а на сколько он увеличился или уменьшился.

Используя большие цифры, важно давать читателю понятные сравнения. К примеру, девять миллиардов российских рублей – это девять построенных по типовому проекту школ.

Не стоит бояться использовать в тексте экономические термины. Особенно, если они в речи эксперта. При этом стоит дать им объяснение. Если же текст перегружен сложными словами, то лучше его просто сократить.

Проверка информации

Практически в 95% случаев, по словам Манько, в исследованиях Центра используется официальная статистика.  

"Мы все считаем, что статистика была ужасной в СССР. На самом деле великолепная – считали вплоть до надоев. Может газеты где-то перевирали, но данные ежегодно публиковались все. И сегодня не думаю, что они фальсифицируются", - отметил он.

Информацию вполне можно проверить, использовав другие источники не только в стране, но и за рубежом. Если растут показатели в сфере строительства, растут и показатели в производстве песка, щебня, кирпича. Показатели экспорта продукции можно проверить по импорту страны, куда его ее поставляют.

Реакция компаний на рейтинги

Сейчас очень популярны рейтинги. Однако компании, оказавшиеся в таком топе, могут обвинить редакцию в нанесении им имиджевого урона.

"Если велик шанс засудить редакцию, то считаю, риск того не стоит. Лучше написать в компанию, что вы делаете такой рейтинг, попросить данные уточнить, правильно ли вы их посчитали и так далее. Если вам кто-то откажет, сделайте вместо 20 рейтинг из 10 компаний, и напишите, что остальные не вошли в него, так как не оказалось достаточно данных", - посоветовал начальник управления анализа финансовых институтов Центра экономических исследований.

Женщина работает на ноутбуке - Sputnik Беларусь
Пресс-центр
Как увеличить посещаемость своего сайта и подсмотреть за конкурентом

Специалист отметил, что здесь важно выдавать такие рейтинги с определенной периодичностью, тогда компании сами будут звонить и предлагать данные. В качестве примера, он привел эколого-экономический индекс развития регионов РФ. Местные власти давно ставят себе за цель продвижение своего региона в этом рейтинге, и сами постоянно поддерживают связь со специалистами Центра.   

SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. С марта 2018-го года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3000 слушателей из 80 государств. Сейчас с учетом эпидемиологической ситуации в мире все вебинары проходят онлайн. За анонсами виртуальных встреч с первоклассными специалистами своего дела следите на нашем сайте и странице в Facebook.

Читайте также:

Лента новостей
0