МИНСК, 19 июн – Sputnik. Если статистика говорит о росте в одной сфере экономики, то и в смежных отраслях должен наблюдаться подъем. Об этом рассказал начальник управления анализа финансовых институтов Центра экономических исследований Андрей Манько.
В пятницу состоялся очередной онлайн-вебинар SputnikPro на тему "Журналистика данных: как провести исследования, чтобы получить цитируемую новость". Во время него Манько дал ряд советов, где искать темы для своей аналитики и как проверять данные.
Исследование как инфоповод
Специалист рассказал, чтобы ваше исследование цитировали как можно больше СМИ оно должно быть: новым, качественным, актуальным, написанным на популярную тему и содержащим сравнительный анализ.
"Но не нужно прямо гнаться за актуальностью. Потому как вы можете сделать исследование на популярную тему, а оно утонет в сотне других материалов. Главное, чтобы читатели могли подчеркнуть, что-то важное из текста для себя сравнить свой регион или страну с другими", - подчеркнул Манько.
Самые популярные темы, по мнению начальника управления анализа финансовых институтов, касаются:
- Денег (вклады, кредиты, цены, богаты, бедные)
- Здоровья (где хорошие/ плохи медицинские услуги, продолжительность жизни в разных странах, наличие вредных привычек и так далее)
- Детей (все, что с ними связано)
- Отдыха (туризм, свободное время)
Использование данных в тексте
Из объемных отчетов Манько советует брать в первую очередь, те данные, которые интересуют самого журналиста. Если же таковых нет, то стоит смотреть на данные в динамике или сравнении. Специалист подчеркнул, что читателю интересно, не какой бюджет страны, а на сколько он увеличился или уменьшился.
Используя большие цифры, важно давать читателю понятные сравнения. К примеру, девять миллиардов российских рублей – это девять построенных по типовому проекту школ.
Не стоит бояться использовать в тексте экономические термины. Особенно, если они в речи эксперта. При этом стоит дать им объяснение. Если же текст перегружен сложными словами, то лучше его просто сократить.
Проверка информации
Практически в 95% случаев, по словам Манько, в исследованиях Центра используется официальная статистика.
"Мы все считаем, что статистика была ужасной в СССР. На самом деле великолепная – считали вплоть до надоев. Может газеты где-то перевирали, но данные ежегодно публиковались все. И сегодня не думаю, что они фальсифицируются", - отметил он.
Информацию вполне можно проверить, использовав другие источники не только в стране, но и за рубежом. Если растут показатели в сфере строительства, растут и показатели в производстве песка, щебня, кирпича. Показатели экспорта продукции можно проверить по импорту страны, куда его ее поставляют.
Реакция компаний на рейтинги
Сейчас очень популярны рейтинги. Однако компании, оказавшиеся в таком топе, могут обвинить редакцию в нанесении им имиджевого урона.
"Если велик шанс засудить редакцию, то считаю, риск того не стоит. Лучше написать в компанию, что вы делаете такой рейтинг, попросить данные уточнить, правильно ли вы их посчитали и так далее. Если вам кто-то откажет, сделайте вместо 20 рейтинг из 10 компаний, и напишите, что остальные не вошли в него, так как не оказалось достаточно данных", - посоветовал начальник управления анализа финансовых институтов Центра экономических исследований.
Специалист отметил, что здесь важно выдавать такие рейтинги с определенной периодичностью, тогда компании сами будут звонить и предлагать данные. В качестве примера, он привел эколого-экономический индекс развития регионов РФ. Местные власти давно ставят себе за цель продвижение своего региона в этом рейтинге, и сами постоянно поддерживают связь со специалистами Центра.
SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. С марта 2018-го года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3000 слушателей из 80 государств. Сейчас с учетом эпидемиологической ситуации в мире все вебинары проходят онлайн. За анонсами виртуальных встреч с первоклассными специалистами своего дела следите на нашем сайте и странице в Facebook.
Читайте также:
- SputnikPro: какой контент набирает миллионы просмотров и "лайков"
- SputnikPro: Выложить фото на сайте и оказаться в суде – как такое может быть
- Как найти героя для своей публикации и уговорить на интервью любого