На прошлой неделе президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №128, которым предусмотрен механизм возвращения граждан Беларуси на родину из стран с особо напряженной эвакуационной обстановкой.
Организация по эвакуации наших земляков поручена правительству и компании "Белавиа". Согласно документу, авиаперевозчик должен осуществить ряд необходимых спецрейсов, а граждане, эвакуируемые при этом, должны возместить затраты, связанные с их возвращением на родину.
Надо отметить, что сами застрявшие в разных странах белорусы давно ждут весть о готовящейся эвакуации. Однако суммы, которые им предложили возместить за возвращение в Беларусь, многим оказались не под силу.
Мы не ищем "халявы"
"Президент сказал, надо людей вывозить, но за деньги. Я его поддерживаю, да и сам не ищу по жизни "халявы", поэтому с радостью вернулся бы вывозным рейсом за деньги, но по человеческой цене", – отметил Sputnik Андрей (имя изменено по его просьбе), который с января находится во Вьетнаме.
Он рассказал свою историю, очень похожую на истории всех, кого коронавирус застал в разных уголках планеты. В конце января Андрей вместе с братом прилетели в Хошимин на несколько месяцев.
"Развеивая миф о "зимовщиках", скажу, что, если человек часто находится в других странах, это никак не говорит о его отношении к Родине. Прилетели мы сюда не потому, что не любим Беларусь. Нам просто нравится путешествия и приключения, мы любим познавать новое, учиться", – объяснил молодой человек.
При этом он подчеркнул, что дорога из Минска до Хошимина, а это автобус до Москвы и регулярный прямой рейс "Аэрофлота", обошлась путешественникам в 370 долларов на каждого.
По словам Андрея, в марте во Вьетнаме стали появляться первые случаи заражения коронавирусом. Турист утверждает, что, вопреки расхожему мнению, не стал "спокойно дожидаться, когда запахнет жареным", а сразу же начал искать обратные билеты.
"Но дело в том, что о закрытии границ и прекращении регулярных и чартерных рейсов в другие страны никто не сообщает заранее. Население получило эту информацию примерно за 3-5 дней. Этого времени слишком мало, чтобы успеть найти более-менее бюджетные билеты на последние рейсы куда-нибудь в СНГ, особенно когда все местные туристы ринулись активно их скупать", – отметил Андрей.
Он сказал, что самый дешевый билет до Москвы, который смог тогда найти, стоил 750 долларов, и уточнил, что "такого запаса средств на обратную дорогу просто не было".
Возвращение по квотам
Турист отметил, что он с братом с надеждой следили за информацией МИД Беларуси об организации каких-либо рейсов из Юго-Восточной Азии.
"В ожидании эвакуации сроки наших виз истекли, поэтому пришлось их продлевать. Надо сказать, что сотрудники белорусского посольства во Вьетнаме знают свое дело и активно содействуют нам в продлении виз через местные миграционные офисы, поэтому с легальным пребыванием во Вьетнаме пока проблем не возникало", – отметил молодой человек.
Он также сообщил, что подал в местное посольство свои данные для списков на эвакуацию. Первое известие об эвакуационном рейсе пришло 7 апреля.
"Тогда нам сообщили о проведении совместно с казахскими авиалиниями вывозного рейса из Ханоя в Минск с пересадкой в Усть-Каменогорске. Ориентировочная цена вопроса – 850 долларов", – рассказывает Андрей.
Он с братом начал искать возможность собрать нужную сумму. Однако еще большей проблемой стало расстояние до аэропорта. Как и большинство европейских туристов, молодые люди находились на юге Вьетнама, в городе Муйне.
"Между Муйне и Ханоем расстояние примерно в 1500 километров. Автобусное и авиасообщение между Югом и Севером к тому времени уже полностью остановлено. Чисто технически мы бы никак не могли попасть на этот рейс. Кроме того, квота для белорусов была всего 22 человека, и в первую очередь забирали беременных, инвалидов, людей с детьми", – объяснил Андрей, почему он с братом не попал в списки пассажиров спасительного рейса.
"В итоге рейс был запланирован на 14 апреля, но в день вылета сообщили о его отмене", – говорит собеседник.
Чрезвычайная цена в чрезвычайных обстоятельствах
17 апреля ему стало известно о еще одном рейсе, на этот раз компании "Белавиа" из Хошимина в Минск. Однако стоимость дороги молодых людей возмутила.
"Цена вопроса – 1235 долларов! Получается, что вывоз наших граждан в условиях форс-мажорных обстоятельств обойдется им более чем в три раза дороже. Но разве чрезвычайное положение и форс-мажорные обстоятельства созданы для того, чтобы брать с людей больше?" – недоумевает путешественник.
В настоящее время Андрей с братом, а также остальные "застрявшие" в Азии белорусы, бюджет которых и так истощился за длительное время в ожидании эвакуации, размышляют над тем, смогут ли по возвращении взять кредиты, чтобы расплатиться за дорогу домой.
Читайте также:
- Коронавирус и туризм: кто кого?
- "Белавиа" сделала около 20 внеплановых рейсов, чтобы вернуть домой белорусов
- Вернуть деньги за путевки будет сложно: что ждет туризм