Изменение курса валют и нестабильная ситуация из-за пандемии коронавируса в марте текущего года простимулировали белорусов потратить свои "заначки" на разного рода покупки. Кто-то скупал бытовую технику, кто-то подошел к вопросу более глобально и приобрел новый автомобиль. Это было очень выгодно, поскольку автодилеры не успели повысить цены.
Правда, такой подъем потребительского интереса был недолгим, и уже в апреле все вернулось на круги своя. Тем не менее, это успело наложить отпечаток на автомобильный рынок Беларуси, и теперь он переживает не лучшие времена.
Корреспондент Sputnik побеседовала с заместителем председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергеем Вариводой и выяснила, что происходит в этой сфере сейчас и что будет дальше.
Скачки панического спроса
По словам Вариводы, сейчас важно оценить влияние двух мощнейших факторов: спада предложения и спада спроса.
"У некоторых автодилеров сейчас такая ситуация, что они не могут предложить потребителю определенный автомобиль в определенной комплектации, поскольку их раскупили, а привезти новые из-за карантина в России возможности нет. В то же время есть, например, дилер "БелДЖИ", у которого сейчас достаточно машинокомплектов. И для него в данный момент главная проблема – это падающий спрос. Машины есть, а покупателей не стало", – рассказал он.
Влияние спроса и предложения на рынок новых автомобилей в Беларуси очень волатильно.
"В данный момент очень быстро меняется соотношение спроса и предложения. В марте была одна ситуация, теперь - другая. В марте в течение нескольких недель, когда курс валют начал меняться, люди, спасая свои сбережения, побежали скупать автомобили. А вот в начале апреля уже не бегут. Это так называемые скачки панического спроса", – пояснил эксперт.
Он подчеркнул: нужно забыть мартовский скачок спроса и понять, что в период, когда экономика вступает в фазу рецессии, уменьшаются доходы населения, сокращается банковское кредитование, падает потребительский оптимизм – желание людей потратиться на крупную покупку.
"Все это ведет к устойчивому снижению спроса на рынке", – отметил Сергей Варивода.
Что происходит?
В текущей ситуации потребительский спрос продолжают поддерживает несколько факторов.
"Первый – падающее предложение: не все дилеры сегодня могут привезти новые автомобили. Второе – невозможность граждан выехать из страны, чтобы привезти в Беларусь авто по 140-му указу со льготой для многодетных и инвалидов. Также из-за коронавируса белорусы не могут сейчас поехать в автосалоны Российской Федерации и купить там подешевевшие автомобили", – рассказал представитель Белорусской автомобильной ассоциации.
По его словам, сейчас дилеры во многом хоть как-то поддерживают свои продажи только за счет того, что возможности приобрести автомобиль в других местах не стало.
Неутешительный прогноз
Даже несмотря на то, что спрос на автомобили в определенной степени сохраняется, по оценкам эксперта, продажи апреля будут в три раза ниже, чем продажи марта текущего года и в любом случае ниже продаж апреля прошлого года.
"Ассоциация пересмотрела прогноз в целом на текущий год по рынку. И даже с учетом того, что падающее предложение и сокращение неорганизованного ввоза авто из-за границы позволит нам как-то дышать, мы считаем, что рынок уйдет в минус относительно показателей прошлого года", - констатировал Сергей Варивода.
Сокращение продаж новых легковых автомобилей, по разным оценкам, составит от 10 до 20% к уровню прошлого года – это примерно 50-54 тысячи новых легковых авто. В прошлом году было продано 60 тысяч легковушек.