Что нужно чаще всего пожилым людям, оказавшимся в добровольной самоизоляции, и почему волонтерам советуют не отказываться от "взяток"?
Журналист Sputnik Евгений Олейник побыл добровольцем Белорусского Общества Красного Креста (БОКК) и выяснил подробности.
В волонтеры не берут несовершеннолетних
Критерии к добровольцам, которых отбирают для помощи пожилым людям во время пандемии, у Белорусского Красного Креста очень просты. Главное, чтобы были руки, ноги и желание помогать. Также важен возраст. Не берут сейчас в волонтеры тех, кому за 50 лет, – они находятся в группе риска, и тех, кто младше 18.
Здесь не против помощи школьников, их привлекают к различным акциям по раздаче листовок, но разнос рецептов и покупку лекарств не доверяют. Подросток может где-то затеряться на пару дней, к примеру, с инсулином, что, как вы понимаете, не особо оценит ждущий препарат диабетик.
Я узнал о волонтерах белорусского Красного Креста из социальной сети. Написал им и уже на следующий день сидел на инструктаже в одном из их офисов на улице К. Маркса. За длинным столом собралось 12 человек (сейчас для безопасности волонтеров подобные тренинги планируют проводить в режиме онлайн).
Первыми представились сотрудники Минской городской организации Белорусского общества Красного Креста Анастасия Иванова и Оксана Дуденас и попросили того же от всех присутствующих.
"Всем привет. Вы, возможно, удивитесь, но я работаю в крупной IT-компании… Но это не значит, что я не могу помогать пожилым людям… Так, молодой человек, фотографировать меня нельзя. Ну и что, что я в маске", – начала знакомиться с окружающими одна юная девушка.
Несколько человек, я в том числе, делали видео и фото с инструктажа. Единственный, кто был против, – этот молодой программист. Назревала полемика на тему "съемок в общественных местах".
Однако Оксана Дуденас быстро вернула разговор в нужное русло, сказав, что процентов 40 волонтеров – программисты. В целом публика была разношерстной: студенты, преподаватели, журналисты, 43-летняя многодетная мать-судмедэксперт, будущий врач из России.
"Я из Москвы. В Минске уже 6 лет учусь на педиатрическом факультете Белорусского государственного медицинского университета. Давно хотела стать волонтером Красного Креста. И так как началась эпидемия, решила, что сейчас моя помощь будет особенно необходима", – представилась россиянка Наталья Маракова.
Могут попросить купить водки
После знакомства сотрудники Белорусского Красного Креста рассказали, что нас ждет и чего ни в коем случае не стоит делать. Вот что я вынес, помимо маски и перчаток, с инструктажа:
- Волонтер сам контролирует состояние своего здоровья. Если у него начинает першить в горле, появляется кашель и тем более высокая температура, добровольцу запрещено идти к пожилым людям. Все это исключительно на его совести. Никто не проверяет.
- Не стоит покупать подопечным продукты за свой счет – они могут к этому привыкнуть и уже будут требовать того же от других волонтеров.
- Необходимо максимально избегать контакта с пожилыми людьми – в идеале оставлять продукты и лекарства около двери.
- Обязательно нужно записывать в специальные бланки заказов суммы, которые дают подопечные для покупки продуктов или лекарства. Все это заверяется подписью "заказчика". Иногда бабушкам и дедушкам свойственно забывать, сколько они денег передавали волонтерам, и требовать потом больше сдачи.
- Если дают яблоко или шоколад в благодарность за помощь – придется брать. Отказ может очень сильно расстроить пожилых людей. Волонтеры в шутку такие подарки называют "взятками".
- В основном пенсионеры просят купить хлеб, молоко, творог. Но бывают и очень необычные заказы. Волонтер сам решает, выполнять их или нет.
"Одна пожилая женщина заказала 7 бутылок водки, использовала их как дезинфектант. А бывали случаи, когда просили алкоголь купить, чтобы снять стресс. В подобных случаях рассказывайте о нашей службе доверия для пожилых людей во время коронавируса "Добрый телефон". Мобильный – 201, городской – 122", – посоветовала Дуденас.
За лекарством порой приходится побегать
После инструктажа меня добавили в группу волонтеров в Viber. Там таких, как я, оказалось более 100. Заявки от нашего куратора разбирались молниеносно. К примеру, в 15:57 она написала, что есть 6 конвертов с рецептами от поликлиники №34, а уже в 16:18 их все уже зарезервировали.
Первым моим опытом стала доставка рецептов поликлиники №13. Я пришел в регистратуру, представился, показал свое удостоверение волонтера и забрал конверт с рецептами для пятерых человек.
Врачи распределяют адреса по конвертам так, чтобы добровольцы не бегали по всему району. У меня, например, все дома были расположены не более чем в метрах 100-200 друг от друга. Данная раздача рецептов оказалась идеальной. Справился буквально за час. Большинство адресатов находились дома. И я либо поднимался к ним на этаж, либо по их просьбе оставлял рецепты в почтовом ящике. Лишь один раз дверь не открыли. Пришлось обзванивать несколько квартир, чтобы попасть в подъезд и бросить рецепты в ящик.
Не у всех моих коллег этот день был удачным. К примеру, у одного волонтера в поликлинике случайно перепутали рецепты, а он это заметил, лишь придя к месту назначения.
Другого бабушка попросила купить лекарство, которое во многих аптеках раскупили. Пришлось побегать несколько часов, чтобы его найти. Умная мысль позвонить в справочную аптек обычно в таких случаях приходит после того, как ты досконально изучил район ногами и купил требуемый препарат.
Лично у меня в первый день практически никакого негатива не было. Максимум – постоял 30 минут в очереди за лекарством и стал очевидцем словесной перепалки из-за несоблюдения социальной дистанции: одна женщина слишком близко подошла к другой, когда хотела что-то спросить у провизора.
Стандартный набор – хлеб, молоко, чеснок
Заявки по доставке продуктов пожилым людям также размещают в чате. Волонтеры обычно выбирают адреса, расположенные ближе всего к ним. К примеру, первая пенсионерка, которой я помог купить продукты, жила всего в метрах 500 от моего дома.
Мне очень повезло, что вначале попалась именно эта милая 84-летняя бабушка Вера. Она была уже опытной в общении с волонтерами, и когда я пришел, протянула мне сразу готовый список товаров, деньги и целлофановый мешок.
"Прочитайте, пожалуйста. Может, что-то неразборчиво написала?" – обратилась она ко мне.
В списке значился чеснок, зеленый и репчатый лук, а также молоко, творог, сметана определенных марок. В двух магазинах, которые мне посоветовала бабушка, необходимых молочных продуктов не было. Тогда я ей позвонил, и по телефону она выбрала из имеющегося ассортимента.
Когда принес продукты, бабушка чуть ли не расплакалась. Долго благодарила. Затем начала настойчиво приглашать в дом. Пытался объяснить, что хожу по улице и могу с собой принести заразу, да и по инструкции для волонтеров не положено, но куда там.
"Я сама микробиолог с 40-летним стажем. Коронавируса, честно признаться, боюсь, но знаю средства защиты от него. Поэтому вы не переживайте за меня, заходите, а я от вас буду в 1,5 – 2 метрах находиться", – парировала старушка.
Общались мы с бабушкой Верой около часа. Она рассказала, как немцы сожгли родную деревню и убили там всех мужчин, а ее восьмилетнюю вместе с мамой забрали в концлагерь. Оттуда их переправили в Германию, где пришлось работать на одной из ферм до окончания войны. В конце нашей беседы она еще раз поблагодарила меня за то, что очень быстро к ней приехал.
На самом деле, бабушке Вере повезло, что она живет в Октябрьском районе, где достаточно много волонтеров. Во Фрунзенском она бы могла прождать помощь с утра и до вечера. Там Минской организации Белорусского Красного Креста волонтеры особенно нужны.
Читайте также:
- Лимоны стали дороже, бананы – дешевле: как в марте изменились цены
- Еду еще покупают, одежду – нет: как дела у ИП на столичных рынках