Несмотря на то, что в Беларуси не введен карантин и режим чрезвычайного положения из-за пандемии коронавируса, люди стали меньше посещать общественные места – боятся. В торговых центрах и на рынках стало меньше покупателей, люди стали меньше бывать в заведениях общепита, упал спрос на образовательные оффлайн-курсы. Это уже отразилось на некоторых ИП. Они шутят: "Сейчас везет тем, кто продает гречку и туалетную бумагу" – и надеются на поддержку государства.
Корреспондент Sputnik поговорила с предприниматели и узнала, как на них отразилась эпидемия коронавируса и что они планируют делать, если ситуация ухудшится.
Нет учеников – нет дохода
Анна (имя изменено по просьбе собеседницы) работает как индивидуальный предприниматель, у нее свои курсы шитья и швейный коворкинг. По ее словам, пока особо нет повода жаловаться, потому что мало людей на карантине.
"Мои ученики все пока ходят на занятия. Но когда ситуация ухудшится, придется закрыться. Нет учеников – нет дохода. И аренду платить за пустой зал", – рассказала она.
Девушка считает, что облегчить жизнь мелкому бизнесу в сложившейся ситуации не сложно, но для этого нужны определенные решения со стороны государства.
"Один-два месяца я протяну на запасах, а дальше как? В моем случае организовать онлайн-курс можно только в одной группе, потому что всем остальным нужно оборудование в зале. Арендные каникулы помогли бы спасти мелкий бизнес, как мой. Поэтому я бы уже сейчас попросила рассмотреть на высшем уровне введение вместе с карантином арендных каникул. И все переживем", – заключила Анна.
Придется закрыться
Предприниматель Наталья торгует одеждой в одном из небольших торговых центров Минска. Женщина под большим впечатлением от всего, что происходит.
"Если честно, я просто в шоке! У нас и так ТЦ небольшой совсем, поток людей нестабильный, а сейчас так вообще. С понедельника ко мне приходило всего четыре покупателя, но я не продала ни одной вещи. Люди боятся, уточняют, откуда я вещи везу. А у меня много вещей из Китая. Как узнают об этом, сразу начинают фантазировать, что я их вирусом заражу. Но вещи эти у меня уже несколько месяцев лежат, ничего нового я пока не закупала. Откуда там вирусы?" – возмущается она.
Собеседницу пугает даже не рост курса валюты, а то, что аренду платить нечем.
"Все равно запас товара у меня пока есть, поэтому закупать новый не планирую. То, что есть, распродать бы в таких условиях. Мы с коллегами по несчастью пойдем сегодня-завтра к директору торгового центра просить, чтобы плату снизил. Иначе будем потихоньку съезжать. Хорошо, что муж пока нормально зарабатывает, так что мы с детьми голодными не останемся", – делится планами Наталья.
Она признается: конечно, в такой сложный период хотелось бы поддержки от государства.
"Может, хоть небольшие выплаты какие получить и налоги отсрочить. Было бы справедливо. Мы же не виноваты в ситуации. Может, если бы чрезвычайное положение ввели, как в других странах, нас бы поддержали. Но пока не вводят почему-то", – вздыхает ИП.
Перейдем в онлайн
Виктор продает сантехнику на одном из столичных строительных рынков. Мужчина сдержан в оценке ситуации, старается быть оптимистом.
"Вот я вам сейчас пожалуюсь, что все плохо, а потом комментаторы будут писать, что все ИП – нытики", – смеется он.
Мужчина продает польскую, немецкую и французскую сантехнику.
"Ванны продаю, унитазы, смесители. Все закупаю за валюту. И то, что сейчас творится из-за коронавируса, конечно, на бизнесе отразится в ближайшее время", – говорит предприниматель.
Сейчас проблема привезти товар, потому что границы закрыты, а транспортные компании и ИП цены подняли за перевозки.
"У меня люди две недели назад, например, душевой поддон заказали, мы подписали договор, я взял предоплату. Его вот-вот привезут, а мне уже невыгодно им по договорной цене его продавать, он на сто с лишним рублей подорожал. Получается, я уже сработал себе в минус. Но договор есть договор, поэтому вынужден продавать, как есть. Вы видели, как евро вырос? Если так пойдет, вообще откажусь принимать заказы, буду распродавать только то, что есть в наличии", – поделился он.
Виктор не заметил, чтобы поток покупателей стал меньше.
"Чума, коронавирус – людям все равно надо как-то жить и ремонты делать. Единственное, у меня в последние две недели продажи упали. Все ищут подешевле. Приходит мужчина и говорит: "Хочу у вас смеситель купить, у вас на сайте два дня назад смотрел, он 150 рублей стоит". А я ему уже новую цену называю – 180. Человек сначала спорит, а потом уходит подешевле искать. Как ему объяснишь, что мне тоже надо заработать, чтобы семью накормить? Налоговые каникулы сейчас были бы очень кстати", – отметил ИП.
Об аренде мужчина пока не думает. "У меня бокс небольшой, все равно почти весь товар на складе хранится. Если что – откажусь от бокса на рынке и в онлайн уйду, у меня сайт есть. Только каталог там надо в порядок привести. Буду сам заказы развозить. Как раз в тренде: доставки из-за коронавируса сейчас жируют", – улыбается он.
А что в регионах?
Сложная ситуация и у ИП в регионах. Дмитрий торгует обувью в одном из ТЦ в Молодечно, говорит, покупателей нет вообще.
"Просто пустые коридоры! Все как будто вымерли люди. Даже просто прохожих нет, хотя раньше приходили, смотрели, что продается", – уверяет он.
Вместе с коллегами предприниматель ходил сегодня в администрацию торгового центра с просьбой снизить арендную плату.
"Мы объяснили, что продажи по нулям и мы физически не сможем выплачивать аренду. Нас даже отсрочка не устроит, потому что долг будет нарастать, как снежный ком. А денег у нас просто нет. Нас выслушали, но сказали, что решение – за собственником. Будем садиться за стол переговоров и дальше думать, что делать", – рассказал мужчина.
Он признается: хотелось бы, чтобы государство пошло навстречу.
"Чтобы по налогам скинули какую-то часть или отсрочку сделали. С теми же ввозными НДС надо что-то сделать. Продался я, не продался, а заплатить все равно надо. А с чего платить, если люди не ходят к нам?" – расстраивается собеседник.
Своими бедами поделилась и предприниматель Светлана из Гомеля, продающая белье и трикотаж. В их городе ИП сейчас тоже в панике.
"Самая больная тема – аренда. Цены на нее сопоставимы с Минском. Но у нас же поток людей меньше и покупательская способность у людей меньше. Мы сейчас оказались в заложниках! Нам надо платить по полторы-две тысячи евро в месяц за аренду, а продаж у нас нет. Нам надо снижать аренду! Торговые центры пустые. Но я людей понять могу: все боятся коронавируса, и лучше лишний раз в общественные места не ходить. Я и сама остерегаюсь", – эмоционально говорит она.
Есть проблемы и с товаром из-за того, что соседние страны закрыли границы в связи с коронавирусом. Женщина закупает его в Польше, а сейчас туда не пускают.
"Сейчас только можно проехать по Беларуси закупить у поставщиков, что есть. Но какого-то товара у нас не будет", – объяснила Светлана.
В целом, по ее словам, ситуация патовая. "Мы маленький городок со своими проблемами, и нас никто не слышит. Может, государство на нас хоть немного внимание обратит, что-то предпримет", – с надеждой заключила гомельчанка.
ИП нужна поддержка в критический момент
Чтобы выяснить, какая ситуация у предпринимателей в целом, связались с председателем совета РОО "Перспектива" Анатолием Шумченко.
"Ситуация непростая. Настроение у предпринимателей подавленное. Нет людей – и торговли нет. На сегодняшний день самая большая проблема – это аренда, даже не товар. Никто не хочет снижать арендную плату, а она большая. В условиях отсутствия продаж это очень большой ущерб", – констатировал он.
По его словам, в некоторых торговых центрах столицы стоимость аренды мест доходит до нескольких тысяч долларов.
"Некоторые ИП уже пошли к арендодателям с просьбой уменьшить сумму, но те отказались. Сказали, что официально чрезвычайного положения в стране нет, карантина нет, поэтому и причин снижать плату нет. Люди не понимают, что предприниматели сейчас просто разорятся. И что тогда будет? Администрации ТЦ сами пойдут трусами торговать?" – задается вполне резонным вопросом собеседник.
Он считает, что сейчас было бы неплохо государству сформировать своеобразный "предпринимательский портфель".
"Правительству нужно в банках каждому ИП открыть счет и передать одну тысячу долларов от государства в виде поддержки безвозмездно и три тысячи долларов в виде беспроцентного кредита на пять лет. Почему такая сумма? Потому что примерно столько стоит создать одно рабочее место в стране. Зачем нам сегодня эти рабочие места сокращать и людей выгонять на улицы, если можно поддержать их?" – подчеркнул Шумченко.
Нужно изучить, как поступают в этой ситуации другие страны, как они оказывают поддержку малому и среднему бизнесу.
"Например, во Франции два миллиарда евро на микробизнес выделяется, в США Трамп по тысяче долларов каждому выделил и устроил на три месяца налоговые "каникулы". Люди в Беларуси видят это. Самим им, без поддержки, будет очень тяжело выкарабкаться из этой ситуации", – пояснил он.
Он напоминает, что главная ценность – это человеческий ресурс, люди, которые создали бизнес еще 20 лет назад.
"За все эти годы представляете сколько предприниматели налогов выплатили? Неужели они не могут рассчитывать на помощь? Это поддержка своих людей в критический момент", – резюмировал Анатолий Шумченко.