Сразу определим, что предмет анализа – не коррупционная составляющая, а исключительно экономико-рыночные аспекты.
"Сползание" сахарных заводов из категории высокодоходных в убыточные предприятия, о котором активно говорили в СМИ последнюю неделю, – результат постепенного накопления флагманами этой отрасли издержек от резкого изменения российского сахарного рынка и условий работы на нем.
Сельхозпроизводители в России сахарной свеклы и заводы по ее переработке с 2017 года пребывают в состоянии чрезмерного товарного избытка и перепроизводства. Сбор сахара с 1 га посевов вырос более чем в четыре раза. Внутренний рынок жестко перенасыщен. Объем производства сахара за 2019/2020 сезон по состоянию на 3 февраля составил 7,45 млн т, в 2018/2019 – 5,9 млн т. При этом непроданные объемы сахара с предыдущего сезона (2018/2019) превышают 1,5 млн т.
То есть сейчас в "закромах" России свыше 8,95 млн т, а годовой объем внутрироссийского потребления сахара не превышает 5,9 млн т в год. Запаса с лихвой хватает почти на два года вперед.
Перепроизводство, как видим, налицо. Это обвалило цены на сырец до уровня 2013 года и в 2019 году переместило свеклу на почетное последнее место в рейтинге сельскохозяйственных культур.
Цены на готовую продукцию катастрофически падают. Сети демонстрировали безальтернативную политику дисконтирования в размере 30-40%.
Так, в январе 2020 года оптово-отпускные цены составили 19,4 российского рубля за килограмм – минимальный уровень за последние пять лет. Для сравнения: сахар на полках магазинов в Беларуси – на уровне 1,5 белорусского рубля за кг (или около 44-45 российских рублей).
В период с 2010 по 2016 год белорусские предприятия благодаря быстрой модернизации производства и активной позиции по отвоевыванию у украинских поставщиков доли российского сахарного рынка смогли нарастить свое присутствие в России до 6,5%.
Радует лишь, что в силу высокого качества продукта сохранились лояльные потребители белорусских брендов, но и они склонны отказываться от них из-за цены.
Справочно. Средний показатель качества выпускаемого продукта ИКУМСА в Беларуси составляет 45, в РФ – 95. Чем ниже показатель, тем качественнее продукт.
В части ценообразования отметим, что производители РФ играют на своем домашнем рынке: у них нет дополнительного логистического обременения себестоимости товара. Только на транспортировку из Беларуси в Россию приходится 12-15% от текущих цен (18-20 российских рублей). Складская логистика добавляет еще 5,8-8,7% (4,14 российского рубля). Не нужно быть экономистом, чтобы рассчитать приемлемый уровень цен отгрузки с белорусского завода в размере 13,86 рубля без НДС. Что при текущей структуре ценообразования белорусского производителя выходит за рамки его положительной рентабельности.
Формула цены на сахарных предприятиях Беларуси имеет сложную "начинку": от дорогой цены на газ, дорогого сырья до высокой социальной нагрузки, значительных налогов и иных выплат.
В рамках добросовестной конкуренции со стороны российских производителей и растущего российского рынка прежних лет такая структура ценообразования давала высокую доходность заводам, но на текущий момент требуется ряд стратегических решений на государственном уровне для корректировки системы ценообразования.
Казалось бы, есть простой выход грузить не на Россию, а на другие, пусть и менее объемные и более логистически затратные рынки. Но ситуация усугубилась еще и тем, что российские сахаропроизводители стали активно наращивать экспорт сахара в страны СНГ, "выдавливая" своих прямых конкурентов, в первую очередь белорусов и украинцев.
В таких условиях Узбекистан вынужден был даже ввести с 1 января 2020 года акцизный налог на импорт белого сахара в размере 20%, что сразу вызвало падение спроса на российский сахар на 18-20%. Сейчас Россия активно наращивает поставки в Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Грузию.
Российские игроки не обошли стороной и экспорт на наш, домашний рынок. Более 15 брендов различных производителей с просторов РФ сейчас стоят на полках в белорусских торгово-розничных сетях.
Спасти ситуацию перепроизводства и ценового демпинга может неурожай 2020 года либо резкое сокращение площадей сева. Минсельхоз уже определил планы по сокращению посевных площадей в 2020 году на 15%. В России по состоянию на 2019 год сахарная свекла занимала 1,145 млн га, что на 1,6% превышало площади 2018 года.
Как видим, убыточность белорусских сахарных заводов стала результатом жесткой конкурентной борьбы. Российские компании, работающие в других рыночных условиях и имеющих целый ряд параллельных бизнесов, оказались более успешными на текущий момент.
Белорусским руководителям производственных площадок надо было быть более смелыми и жесткими в принятии краткосрочных и долгосрочных решений, быть всегда на шаг впереди своих конкурентов, задумываться о диверсификации бизнеса как об одном из инструментов для обеспечения рентабельности предприятий. Легкое прохождение кризисных периодов как в экономике в целом, так и в отрасли в частности возможно именно в компаниях, которые производят много видов продукции.
"Минус" белорусских сахарников – это финансовая безграмотность производства и продаж. На предприятиях Беларуси полностью отсутствует порядок формирования рентабельности по каждому продукту, линии, цеху, каналу сбыта, вплоть по торговой точки.
Расчеты "котловым методом" никогда не дадут управленцу знаний для принятия как оперативных, так – и тем более – стратегических решений.
Есть ряд белорусских директоров, обладающих уникальной коммерческой интуицией, но этого, к сожалению, на быстро меняющемся рынке недостаточно. Требуется введение новых систем принятия решения, основанных на современных информационных технологиях накопления, обработки данных и выработки решений для выстраивания успешной рыночной стратегии.
Текущая ситуация с белорусской сахарной отраслью не уникальна. Вследствие несогласованности действий производителей, торговых организаций и правительств стран ЕАЭС произошел рукотворный обвал высокодоходного рынка.
Сейчас в рамках ЕЭК и председательствования Беларуси важно выработать единые механизмы регулирования сахарного рынка – тем самым предотвратить его от перепроизводства и необдуманного демпинга.
При этом не помешает критически подойти к анализу в разрезе гибкости к внешним рынкам и конкурентной среде.
Время "худсоветов" и интуитивных решений давно прошло, сейчас сформировалась острая необходимость в изменении системы управления госпредприятий и оценки их результативности.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции