МИНСК, 4 фев – Sputnik. Импорт российского сахара в Беларусь оказался номинальным, и часть поставщиков освоили перефасовку белорусского сырья, рассказали в эфире "Беларусь 1".
Согласно информации, которая прозвучала в эфире, только за прошлый год при реализации преступной схемы бюджет недосчитался 70 миллионов долларов.
В Беларуси в настоящее время находятся под следствием все четыре директора сахарных заводов. Криминальные схемы раскрыли в специальном сюжете телевидения.
"Отрасль для Беларуси традиционная и стратегическая – это экспорт и валютная выручка. Заводы – градообразующие (Слуцк, Жабинка, Городея и Скидель – Sputnik), а значит, от их успеха зависит не только жизнь коллективов, но и десятков горожан в провинции. В последние годы заводы лихорадит. В России построили прямых конкурентов, а мировые цены на сахар просели. Без помощи государства и модернизации предприятиям бы грозило банкротство", – утверждают в эфире ТВ.
В прошлом году четыре белорусских завода сработали в сумме на 200 миллионов рублей в минус. При этом руководство предприятий обещало думать только о прибыли, а не о собственном богатстве.
По данным следствия, в целях личного обогащения в России была создана фирма-"прокладка" для поставки сырья – "Полимир", а в Беларуси завод-монополист по производству мешков – "Евротарекс". При этом местный завод вышел в работе "в ноль", а вся прибыль оседала на счетах российского посредника, обналичивалась и распределялась между посредниками.
"Директор Городейского сахарного комбината Михаил Криштапович предложил представителю российских коммерческих структур Кононенко и директору Белорусской сахарной компании Кириллову организовать в Беларуси бизнес по производству упаковки для сахара. Участники группы обеспечили поставки сырья для "Евротарекс" для находящегося под контролем Кононенко "Полимир" по завышенным ценам. Вследствие этого затраты "Евротарекс" увеличивались, также увеличивалась прибыль "Полимир", – рассказал начальник отдела следственного управления КГБ Константин Бычек.
По его словам, данные средства при помощи лжепредпринимательских структур обналичивались и делились между участниками преступной схемы в равных долях.
Директора белорусских сахарных заводов также были вовлечены в преступную схему. Они получали по три цента за каждый купленный мешок сахара. В общей сумме экспорт сахарных предприятий составляет около 300 тысяч тонн. По версии белорусского ТВ, это позволяло получать незаконный доход в несколько сотен тысяч долларов.
"Белорусская сахарная компания" учреждена в 2006 году, а с 2007 года практически все отгрузки сахара в Россию осуществлялись через эту компанию", – рассказал представитель КГБ.
По его словам, четыре директора белорусских сахарных заводов вступили в преступный сговор с Кононенко и Кирилловым, направленный на систематическое получение взяток за отгрузки белорусского сахара в адрес предварительно согласованных коммерческих структур в России.
Бычек утверждает, что за это Кононенко при пособничестве Кириллова передавал директорам заводов взятки в размере от 1 до 2,5 доллара за каждую тонну отгруженной продукции. Ежегодно суммы взяток исчислялись сотнями тысяч долларов. "Передачи конвертов со взятками стали рутиной", – сообщили в эфире БТ.
Представитель следствия со стороны КГБ рассказал, что на видео зафиксированы как подготовка к даче взяток, так и сама передача денег. Серийные номера денег фиксировались, и впоследствии именно эти купюры были найдены в ходе обысков у обвиняемых.
По словам следователя КГБ, взятки, как правило, передавались раз в три недели. "В настоящее время расследование по уголовному делу продолжается. Под грузом неопровержимых доказательств фигуранты дают признательные показания и сотрудничают со следствием", – подытожил Бычек.
Теперь всем обвиняемым в совершении преступления грозит до 15 лет лишения свободы.
Читайте также:
- На зарплату директора коттедж построишь? Жители Скиделя о "сахарном деле"
- Дело "сахарной мафии": изъяли деньги, десятки автомобилей и квартир
- Обнародована оперативная съемка КГБ по делу о "сахарной мафии"
- Лукашенко рассказал, за что задержали директоров сахарных заводов