В воскресенье, 8 декабря, на сцене Большого театра Беларуси состоится премьера авторской редакции балета Андрея Петрова "Сотворение мира".
Со дня премьеры в 1976 году спектакль имел ошеломительный успех. Более четырех лет его не было в репертуаре Большого. И когда художественный руководитель Валентин Елизарьев вернулся в театр, у него не однажды спросили, когда на сцене снова появится легендарное "Сотворение".
"Театр попросил меня сделать новую редакцию и восстановить этот балет. Я относился с большим пиететом к композитору Андрею Петрову, был с ним в дружеских отношениях до самого его ухода в 2006 году. Клавир "Сотворения мира" с его напутствием до сих пор в моем рабочем кабинете", – рассказывает Валентин Елизарьев.
За день до премьеры корреспондент Sputnik Светлана Лицкевич побывала на генеральном прогоне новой редакции балета. Зал был практически полон, но Валентин Елизарьев сел за режиссерский пульт в свой неизменный девятый ряд и лаконично сказал: "Это же репетиция".
Карикатуры и летающий Барышников
Балет "Сотворение мира" был написан композитором Петровым, которого публика знает больше как автора музыки к кинофильмам "Служебный роман" или "Осенний марафон", в 1971 году.
Такому странному факту, как появление спектакля на библейский сюжет во времена махрового атеизма, мы обязаны карикатурам французского художника Жана Эффеля. У любимого в СССР француза, симпатизировавшего социализму, была своя, ироничная, версия сотворения мира и человека. И первые постановки балета Петрова, например в Мариинском театре, действительно были скорее сатирическими, хотя в роли Адама и летал по сцене Михаил Барышников.
Молодой хореограф Валентин Елизарьев в своей постановке эту карикатурность исключил. "Отправной точкой для меня была библейская история", – объясняет он.
Хотя в 1976-м подобная трактовка была не то чтобы смелой, скорее безрассудной. Перед премьерой Елизарьева вызывали в ЦК партии и настоятельно рекомендовали отказаться от постановки. "Зачем нужно ставить спектакль про бога, про дьявола, Адама, Еву? Неужели нет других тем?" – хмуро спрашивали у хореографа в высоких кабинетах.
Но, к счастью, остановить маховик не смогли – уже были проданы билеты на все премьерные спектакли (к слову, как и сегодня – ни на один из премьерных спектаклей билетов нет даже на самую глухую галерку – Sputnik).
Когда состоялась премьера и был громкий успех, запрещать спектакль было уже как-то бессмысленно. С этой постановкой белорусский театр гастролировал в десятках стран мира.
Мастера и дебютанты
За почти четыре десятилетия, которые спектакль шел в Большом, в "Сотворении" блистали десятки исполнителей. Но оценивать их мастерство сегодня Елизарьев не хочет. И на просьбу назвать самого лучшего отвечает: "Интриганский вопрос".
"Каждый исполнитель привносит что-то свое, неповторимое. И не дело постановщика флажки расставлять. Первые солисты, на которых я поставил, были замечательные. Нынешние тоже танцуют на очень высоком художественном уровне. Но это уже совершенно другое исполнение, совсем другое видение", – объясняет Елизарьев.
О том, кому доверил главные партии – молодым или опытным, хореограф говорит уклончиво: "Есть мастера, есть и те, кто выйдет в этом балете впервые в жизни. Даже премьерные спектакли танцуют разные составы".
В свое время с этой постановкой немало экспериментировали – есть арт-рок версии, джазовые обработки, множество интерпретаций. Но у Елизарьева поле экспериментов лежит в классической плоскости.
"Я бережно и трепетно отношусь к партитуре автора и стараюсь раскрыть музыкальную и сценическую драматургию и соответствовать хореографическим текстом образности, которую задает музыка", – объясняет он.
…В 1977 году на первых гастролях балета из БССР в Варшавском большом театре на "пати" после спектакля к Елизарьеву подошла группа католических священников, возглавлявший ее кардинал сказал: "Пан Елизарьев, я благодарю Вас за Бога на нашей варшавской сцене". Это был Кароль Войтыла, будущий Папа Римский Иоанн Павел II.