Сестры Хачатурян во время убийства отца осознавали свои действия – к такому выводу пришел Следственный комитет России, завершивший расследование уголовного дела об убийстве тремя сестрами своего отца. Об этом сообщила официальный представитель СК России Светлана Петренко.
Во всяком случае, двое старших, по данным психолого-психиатрических экспертиз, точно могли осознавать, что они делают. В отношении самой младшей следствие настаивает на принудительном лечении – она признана невменяемой на момент совершения преступления и после него.
Дело сестер Хачатурян направляется в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения – по данным следствия, собрана достаточная доказательная база вины девушек в убийстве отца.
Тело отца и признание вины
Дело сестер Хачатурян расследовалось почти полтора года. 27 июля 2018 года в подъезде дома на Алтуфьевском шоссе было обнаружено тело Михаила Хачатуряна с многочисленными колото-резаными ранами в области шеи и головы. О случившемся сообщила в полицию одна из дочерей Хачатуряна. Позже трое дочерей Михаила подтвердили, что это именно они убили отца после того, как он, находясь под действием наркотиков, бросался на них с ножом.
Сестер, трех девушек-погодок, младшей из которых было 17 лет, сначала поместили в СИЗО, но затем смягчили меру пресечения и перевели на домашний арест, запретив им пользоваться интернетом. В июне 2019 года следствие предъявило сестрам самую тяжкую из возможных квалификаций – обвинение в убийстве группой лиц по предварительному сговору. Девушкам грозит от 8 до 20 лет колонии.
Шокирующие подробности следствия
По мере расследования дело получало все больший резонанс. Адвокаты девушек неоднократно настаивали на том, что дело должно быть переквалифицировано в самооборону и что убийство было совершено в состоянии аффекта. Выяснилось, что отец девушек, давно выгнавший из дома их мать и живший с ними один, постоянно избивал их и фактически использовал как рабынь. Сестры рассказали, что многие годы страдали от домогательств отца.
Мать задержанных девушек Аурелия Дундук рассказала, что еще до того, как Хачатурян выгнал ее и старшего сына из дома, не раз подвергалась насилию, что девочки жаловались, что страдают от отца-тирана, а все попытки заявить на него в полицию заканчивались ничем – у Михаила были весомые связи в правоохранительных органах.
В процессе следствия всплыло немало шокирующих деталей. Выяснилось, что отец действительно многие годы издевался над дочерьми, унижал, нецензурно оскорблял, держал в черном теле. Подтвердились издевательства сексуального характера и регулярные запугивания – фотографии с оружием Михаил выставлял даже в соцсетях. По показаниям подруг девушек, отец часто избивал их. А соседи показали, что регулярно слышали шум и крики из квартиры Хачатурян.
Родственники Михаила Хачатуряна не верят в его жестокое обращение с дочерьми и настаивают на том, что сестры должны нести ответственность за убийство, ведут довольно массивную атаку на девушек и их защитников в соцсетях.
Защита от домашнего тирана
После проверки действий Хачатуряна на признаки преступлений, предусмотренных статьями УК РФ 117, 132 и 133 (истязание и сексуальные преступления), возбуждать дело против Хачатуряна не стали в связи с его смертью.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявляла, что суд должен принять во внимание обстоятельства насилия отца над девушками.
Дело сестер Хачатурян получило огромный резонанс в обществе, стало темой для многочисленных дискуссий о необходимости принятия закона о домашнем насилии. И о том, что в современном обществе у жертв домашнего насилия небольшой выбор – либо стать жертвой тирана и однажды погибнуть от его побоев, либо решить бороться за себя и сесть в тюрьму за самооборону.
Совет Федерации и Госдума разработали проект закона о профилактике семейно-бытового насилия. На прошлой неделе он был вынесен на общественное обсуждение – замечания и пожелания можно оставлять на сайте Совета Федерации РФ. Дело сестер Хачатурян передано в прокуратуру.