О лошадях, своих "детках", дрессировщик Белорусского государственного цирка Руслан Лазаров может говорит часами. Животные, как люди, – у каждого свой характер. Есть в цирке хитрецы, которые стараются "откосить" от работы. А есть трудоголики, вкалывающие за себя и того парня за сухарик.
Когда эти прекрасные животные гарцуют на сцене, все выглядит легко и празднично. Совсем не так – за кулисами. Проект Sputnik "Изнанка профессии" – о той части простой и сложной работы, которую не увидеть обывателю. И пусть профессионалы сами рассказывают о невидимой стороне своей работы, без наших комментариев.
Девочки везде девочки
В цирке работают с жеребцами. В дрессуре они легче, чем девочки. Я вообще за свою практику лишь однажды цирковую кобылу встречал – в одном из европейских цирков. Знаете, девушки они везде девушки. И у лошадей есть свои капризы.
В нашей команде – несколько тракенов (жеребцов тракененской породы – Sputnik), орловских рысаков. Остальные – обычные белорусские упряжные, которых мы заказываем в колхозах и на конезаводах.
С чистопородными проще работать – полукровки бывают непослушными. Хотя такие лошади более выносливые – работяги.
У каждого коня свой характер. Есть у нас парочка, я бы сказал, вредных по натуре. Одного Терек зовут. Характер своеобразный. Упрямый. Может укусить. Хотя дрессировать его было легко – хорошо все схватывал. Что я делаю, если он сопротивляется? Тоже сопротивляться начинаю, а там у кого силенок уже больше хватит.
Второго коня я до конца еще не раскусил. Одно выступление отрабатывает хорошо, потом два может запороть. То ли он пугается, то ли специально так делает.
Кстати, зовут его Руслан, как и меня. Ну, так получилось. Лошади к нам приходят уже с кличками. Свои имена они знают, понимают, когда именно к ним обращаются. Но с этим конем мы решили привычку поменять – зовем его Ржавый, Рыжий. Вообще он интересный, необычный. Похож на иноходца.
Остаться без сладенького
Травм за время моей работы было много. Про выломанные пальцы я уже молчу. Причиной может быть что угодно. Иногда лошадь не доспала. Поэтому, заходя в денник, коня всегда нужно окликнуть для начала. Бывает, что с перепугу может укусить.
Однажды выполнял трюк: спустился под живот коню, а он внезапно поскользнулся. Откуда вода на манеже взялась, не знаю. Я оказался под ним, и меня разорвало. Конь наступил мне на брюшную полость. Была гематома, делали операцию.
В цирке мы стараемся без рукоприкладства обходиться. Многие лошади приходят к нам еще жеребятами. Ты их дрессируешь, приручаешь. Они уже твоя семья – разве тут ударишь? Голосом обычно работаем. Самое худшее для коня – когда его лишают лакомства. После репетиций для лошадей выставляют тазики с сухариками и морковкой. Если этого нет, для них это самое обидное, по-моему.
Малыш на манеже
В нашем цирке лошади трюки не выполняют. Мы используем джигитовку. Главное – чтобы конь ровным галопом шел, не притормаживал. Научить этому – самая сложная часть работы.
Никогда не знаешь, за сколько подготовишь коня. Все по-разному к работе относятся. Кто-то ленится, кто-то, наоборот, за морковку или за сухарик начинает быстрее слушаться и выполнять команды.
Последнюю лошадь за месяц выдрессировали. Но она пришла к нам уже "под седлом".
Сейчас появился жеребенок. Ему два года: по лошадиным меркам, вообще малыш. Пока выпускам его на манеж после репетиций и просто гоняем. Как для взрослого, выставляем ему тазик с морковкой. Тоже хитрюга. Первые три раза хорошо отходил, на четвертый вышел и сразу тазик искать стал, ему никакой репетиции уже не надо.
Лошади очень умные. Просто специально это скрывают иногда.
Сложно ли мне повторять одно и то же каждый день? В этой ситуации говорю, что артисты тоже живые. Конечно, бывают срывы. Но я стараюсь сильно не загоняться по этому поводу. Приезжаю домой, закрываюсь в комнате, включаю танки. А назавтра все по новой.
Чем занимается "Гринпис"?
Какой советский цирк без животных. Так испокон веков повелось. Мне до сих пор непонятно, что из себя представляет "Гринпис". Мы когда в Израиле работали, их волонтеры приехали к нам, закрылись в клетках, весь день сидели. Начали статьи писать, что мучают животных. Хотя мы им предлагали: пожалуйста, проходите, смотрите, это же не закрытая территория. А финалом этой истории стало то, что в конце дня им привезли еду из "Макдональдса". Извините, какой вы "Гринпис", если вы едите животных. Как мне кажется, это движение, главная цель которого показать себя.
На мой взгляд, запрещать животных в цирке нельзя. Но контроль за их состоянием ввести нужно, особенно потому как в последнее время появляется много цирков-однодневок.
У нас содержится девять лошадей. Все живут в конюшне при цирке. Заботятся о них служащие. Все они ребята со стажем, у многих свои конюшни. Поэтому за животных я особо не переживаю.
Американцы, которые перекричат стадион
Какой он, идеальный зритель? Это человек, который ведет себя аккуратно – не выбегает на манеж и не подходит к нему близко. И самое главное – не пользуется лазерными указками. Ладно, артисту в глаза это попадет. Конь идет ровно, человек в трюке. Если лошадь головой дернула – все, сбивается темп. Конь может поскользнуться, может споткнуться.
Мы нередко путешествуем. Больше всего меня впечатлила, наверное, Япония. Серьезный прокатчик, хорошие условия и зарплата. И сама страна интересная. Зритель там очень необычный.
У меня знакомый в Америке работал. Говорит, там если на выступление придет четверть зала, люди все равно переорут любой стадион, потому что они пришли отдыхать. Японцы другие. Если они будет сидеть и хлопать – для них это высший уровень. А если еще автограф подойдут возьмут – ты просто царь и бог. Они неэмоциональные, поэтому так ценна каждая эмоция.
В Беларуси очень теплый зритель, об этом мне не раз говорили коллеги, которые приезжали к нам с гастролями. Зал хорошо раскачивается. Когда выходишь на манеж и тишина – непонятно, для кого работаешь, начинаются мысли всякие: может со мной что-то не так. А здесь зритель сразу открывается.
В цирке "с опилок"
По профессии я артист цирка. Всю жизнь занимаюсь джигитовкой. Всему меня научил отец – заслуженный артист Северной Осетии, артист Белгосцирка Борис Лазаров.
Династия началась с него. В семь лет он стал заниматься в конном клубе на Северном Кавказе, откуда родом. Его дядей был знаменитый джигит Казбек Нугзаров, который выступал со своей труппой в советском цирке. Он рассмотрел в моем отце талант и забрал к себе. Папа всю жизнь с лошадьми проработал и меня научил.
Моя супруга Валерия тоже дрессировщица. Ее родители также работали в цирке. Я уже себя не представляю в другой профессии. Потому что с малых лет, как говорят у нас, с опилок, в цирке. В семь лет начал работать в джигитовке, в манеж вообще попал года в два.
С другими животными даже и не думал работать. Считаю, что каждый должен заниматься тем, что ему предназначено.
Читайте также:
- Изнанка профессии: балерина, которая прощает спящих зрителей
- Изнанка профессии: машинист метро, который всегда видит свет в конце тоннеля
- Изнанка профессии: дегустатор алкоголя, которой завидуют друзья