21:29 20 Июня 2019
Прямой эфир
  • USD2.05
  • EUR2.31
  • 100 RUB3.23
Машинист минского метрополитена Сергей Абрамович

Изнанка профессии: машинист метро, который всегда видит свет в конце тоннеля

© Sputnik Максим Богданович
Общество
Получить короткую ссылку
Изнанка профессии (11)
40930

Что бывает, когда в метро забывают бензопилу, и есть ли жизнь в тоннелях под Минском – машинист метро рассказал все о минской подземке.

Работа в метро сложная. Именно поэтому среди машинистов минского метро нет ни одной женщины. Но на жизнь тут не жалуются. Сотрудники к своей работе относятся с юмором и всегда готовы рассказать целую стопку историй. 

Машинист минского метрополитена Сергей Абрамович пояснил, каково это – всю жизнь ездить по одному и тому же маршруту и всегда видеть свет в конце тоннеля.

Проект Sputnik "Изнанка профессии" – о той части простой и сложной работы, которую не увидеть обывателю. И пусть профессионалы сами рассказывают о невидимой стороне своей работы, без наших комментариев.

Привычка зевать

Друзья в шутку говорят, что я крот. "Ну что, выбрался из своего подземелья?" – то и дело подначивают.

Под землей работать непросто. Сказывается нехватка кислорода. Если захожу в метро, сразу начинаю зевать, будь то утро, вечер или ночь. Это уже профессиональное. Конечно, работа у машинистов не сахар, напряженная и ответственная. Поэтому и на пенсию выходим на пять лет раньше.

© Sputnik Максим Богданович
Сергей Абрамович работает в минском метро с 2003 года

В метро две линии. На первой работают машинисты одного депо, на второй – другого. Сказать, что хочу здесь, хочу там работаю, такого нет. Хотя если появится необходимость сменить линию, то никаких сложностей тут нет. С разрешения руководителя машинист может постажироваться немножко, изучить план и профиль пути, обкататься, получить заключение – и можно перейти на другую линию. 

Догоняют поезд

Больше всего мне нравится станция "Спортивная". Тихая, спокойная.

Девушек-машинистов у нас нет, потому что работа достаточно сложная и ответственная. Эмоции здесь не нужны. Человеку надо быть постоянно внимательным, держать себя в руках. Каждую секунду что-то может произойти с нашими пассажирами, особенно в час пик. Концентрация внимания должна быть достаточно большая.

Станция метро Спортивная
© Sputnik / Виктор Толочко
Станцию "Спортивная" машинист считает самой спокойной

Пассажиры у нас в основном не слушают информацию. Сейчас же у всех телефоны, современные гаджеты. Все в наушниках. Если что-то хочешь сказать, предупредить, это слышат далеко не все.

Летят, догоняют поезд! У нас же интервал маленький – ну подожди минуту. Нет, надо бежать изо всех сил, рисковать получить травму, а потом еще и жаловаться.

Был случай три года назад. На станции "Купаловская" я сменялся и, согласно инструкции, находился на платформе возле кабины управления поезда. Летит девушка и как врезала мне в плечо – меня развернуло. Поезд двери закрыл и уехал, она не успела. Вижу: ей больно. Говорю: "Ну вот видите, и не успели, и больно". Она мне отвечает: "Если бы ты здесь не стоял, я бы успела". То есть я помешал! (смеется) Наш пассажир, его ничем не пробьешь…

© Sputnik / Макс Богданович
Машинист метро Сергей Абрамович больше всего любит вечернюю смену

Один выходной

В минском метрополитене крыс нет. Ни одной не встретил за эти годы. У нас чистое метро не только на станциях – и тоннели по графику моют, убирают.

Работаем по шесть часов в день. Смены могут продлеваться, но максимум до семи часов. Ранние смены даются как-то проще. Я в этом плане привыкший. Жизнь закалила! До метро работал на железной дороге. Скоростное направление Брест – Орша. Если норма была 180 часов, то примерно 100 – ночных. Я когда пришел в метрополитен работать, ночной отдых для меня вообще сказкой казался. А сейчас, спустя годы, сами понимаете, человек – такое создание, что привыкает к хорошему. Становится тяжелее, тяжелее…

Забытая бензопила

Много юмора у нас на работе. От "Могилевской" до "Каменной горки" ехать 27 минут. За смену проезжаем четыре с половиной – пять кругов.

Сергею не часто приходится ездить в метро в качестве пассажира
© Pixabay Максим Богданович
Сергею нечасто приходится ездить в метро в качестве пассажира

Мы их называем колеса, баранки. Некоторые шутят – "Поеду на полторашку". То есть на полтора круга.

Дорога в никуда. Так я называю подземный путь. Все время куда-то едешь, и это нескончаемо.

Как дожди идут, у нас зонты забывают. Дети оставляют пакеты со спортивной формой. Из необычного – кто-то забыл бензопилу, новую, в коробке. Тогда в Минске только произошла эта жуткая резня в торговом центре. Ну и шуму наделала "потеряшка".

Бывает, что люди засыпают. Случается это довольно часто, могу сказать. Старики держатся, а вот молодежь от усталости может потерять над собой контроль. Когда будишь их, пугаются: "Куда я приехал?"

На станции минского метро Октябрьская поезда не останавливаются
© Sputnik / Сергей Самохин
Далеко не все пассажиры слышат информацию, которую передают по громкой связи в метро - многие слушают музыку в наушниках или просто сосредоточены на своих мыслях

Драка в вагоне

Пассажиры с машинистами связываются, чаще всего, если есть какие-то проблемы в вагоне. Например, кому-то стало плохо. В этой ситуации я могу вызвать диспетчера. Как правило, на следующей станции нас уже встречают.

Новогодние праздники. По связи "пассажир – машинист" на "Фрунзенской" сказали, что драка во втором вагоне. Я доложил, уже на "Немиге" милиция нас встречала. Парни вышли из вагона и уже там продолжили свои разборки. Не важно, что милиция стоит. Такая потасовка была, что еле утихомирили.

Шутки шутками, но на самом деле работа у нас ответственная. Работу машинистов тоже проверяют. У нас есть ревизоры по безопасности движения. Они могут на любой станции подсесть к тебе в поезд и понаблюдать, все ли ты делаешь по инструкции. Свои проверки проводят начальник депо или его заместитель. И премию, бывает, подрезают, если провинишься, а она у нас составляет около 40% от заработка.

Сергей Абрамович всю жизнь управляет поездами. Сначала на железной дороге, потом - подземными
© Sputnik Максим Богданович
Сергей Абрамович всю жизнь управляет поездами. Сначала на железной дороге, потом - подземными

Также у машинистов есть аварийные игры. Так неофициально называются контрольно-практические проверки по знаниям подвижного состава. На тренажере условно имитируется неисправность, машинист должен действовать строго согласно инструкциям и достойно выйти из любого трудного положения. Проверки проходят раз в три месяца, а если сотрудник только пришел работать, то гораздо чаще.

Трагедия минского метро

День теракта в минском метро невозможно забыть. Это трагедия в истории метрополитена, Минска и всей страны.

В тот год я работал заместителем начальника депо по эксплуатации. Поступил звонок. Звонил наш машинист. Сказал, что случилось что-то серьезное на "Купаловской". Он как раз стоял на платформе, увидел, что в вестибюле посыпалась побелка. Потом мне позвонили и уже доложили, что именно произошло…

Восемь лет прошло после взрыва в минском метро, который унес жизни 15 человек
© Sputnik / Виктор Толочко
После взрыва в метро прошло уже восемь лет, но все, кто работал в этот день, помнят его, будто вчера

Потом я был на этой станции. Картина, конечно, очень неприятная. Как и все, я искренне сожалею, что погибли люди. Горько…

Мы стараемся об этом не говорить, слишком тяжело. Даже сейчас не могу найти слов.

Надо сказать, что это страшное происшествие нас закалило и заставило быть еще дисциплинированнее. Наши машинисты – молодцы. После трагедии работали спокойно, уверенно. Никакой паники. Однако чувствовалась атмосфера утраты, трагедии. Столько людей погибло...

Как пришел в подземку

До минского метрополитена отработал девять с половиной лет на Белорусской железной дороге. Потом спустя время начал задумываться, что надо быть побольше дома, иначе сутками на работе. В 2000 году пришел на курсы переподготовки машинистов электропоездов в метро. В 2003 году перешел работать машинистом-инструктором. Потом стал заместителем начальника депо по эксплуатации. Спустя время жизнь так распорядилась, что пришлось вернуться к работе машиниста.

Одна смена машиниста метро - это четыре с половиной - пять кругов по синей ветке
© Sputnik Максим Богданович
Одна смена машиниста метро - это четыре с половиной - пять кругов по синей ветке

Зарплата у нас по сравнению с другими работниками метрополитена выше. Но и ответственности у машинистов тоже больше.

В Советском Союзе работа машиниста, в том числе на железной дороге, считалась трудной. И платили соответственно. До армии, в 1989 году, успел поработать на Прибалтийской железной дороге. Получил единственную высокую зарплату – 412 рублей, большинство в стране зарабатывали 70-120 рублей. Сейчас условия и ситуация, конечно, изменились.

История с молодой мамой

Трагичная часть нашей работы – пассажиры, решившие свести счеты с жизнью. К сожалению, это иногда случается.

Тоннель метро, архивное фото
© Sputnik / Виталий Белоусов
Тоннели всегда выводят на свет - работникам метро это доподлинно известно

Под мой поезд никто не попадал. Но помогать коллегам мне доводилось. Запомнился случай в 2010 году. Станция "Партизанская". Я ехал по второму пути. На первом под поезд упала молодая женщина. Мы ее достали, к счастью, на ней ни царапины. Вызвали скорую. Я взял ее телефон, чтобы предупредить родных. Муж был в шоке: "Как в метро? Я же ее буквально три минуты назад высадил возле универмага "Беларусь". Сам поехал парковаться". Потом медики стали у нее интересоваться, что да как. Выяснилось, что 3-4 месяца назад она ребенка родила. Послеродовая депрессия. Женщина сама была в шоке: "Не понимаю, зачем это сделала".

С бабушками и дедушками такого не случается. Они уже мудрые.

Темы:
Изнанка профессии (11)
Теги:
машинист метро, Минский метрополитен, тайны профессии, Беларусь

Главные темы

Орбита Sputnik