Рамки металлодетекторов не появились в минских школах после трагедии в Столбцах. У школьников также не проверяют рюкзаки. Корреспондент Sputnik Юлия Балакирева выяснила это, когда попыталась узнать, насколько просто попасть постороннему в учебное заведение.
На прошлой неделе, 11 февраля, страшная трагедия разыгралась в стенах школы №2 Столбцов. Ударами ножа были убиты учитель и старшеклассник. По подозрению в совершении преступления задержан 15-летний ученик этой же школы.
КПП уже и в школе
Инцидент в Столбцах застал врасплох всю страну и заставил задуматься: а так ли безопасно отправлять своего ребенка на занятия?
С резкой критикой школ сразу после трагедии выступил белорусский президент Александр Лукашенко. Она отметил, что в учебных заведениях есть проблемы с дисциплиной, и назвал это не иначе как "бардаком".
В школах начались массовые проверки. Например, в Гомельской области специалисты отдела образования отправляют в учебные заведения тайного агента с большим рюкзаком и проверяют, как на него реагируют на вахте.
В школах Лунинецкого района ввели пропускной режим. Теперь у родителей просят паспорт, когда они приводят и забирают ребенка.
Какие выводы сделал Минск? Корреспондент Sputnik Юлия Балакирева провела эксперимент и узнала, принято ли в школах смотреть в оба.
Как меня приняли за старшеклассницу
Для чистоты эксперимента были выбраны три учебных заведения, которые разбросаны по всему городу. Одно находится в старом районе Минска, второе – среди новостроек. Для сравнения также решили провести проверку в гимназии.
Самую сложную задачу предстояло выполнить средней школе №109 на улице Ангарской. Сюда я пришла перед первым уроком. До звонка – 10 минут. Дети идут на занятия нескончаемой толпой. Мне не составило труда затесаться в одну из небольших групп.
Прохожу внутрь, спокойно иду мимо вахты и направляюсь к раздевалкам. Это оказалось проще, чем я думала.
Возле вахты стоят две сотрудницы. Взглядом проводят учеников, рюкзаки ни у кого не проверяют. Я решаю обратиться к ним: почему меня пропустили?
"Приняли за старшеклассницу. Вы еще голову опустили – мы не увидели лица. Обычно мы всех учеников внешне знаем", – честно признались сотрудники школы.
Тут надо сказать, что выглядела я и вправду как старшеклассница. Спортивная куртка, джинсы, за спиной – рюкзак.
Сотрудницы поспешили объяснится: в школе работает пропускной режим. Даже родители, когда приводят детей, должны расписаться в журнале посещений. В доказательство, пока мы общаемся, сотрудницы просят отметиться мам и пап, которые зашли в школу.
Здрасьте, распишитесь
Направляюсь на улицу Алибегова, где находится учебное заведение №67. Район густонаселенный, вокруг одни многоэтажки. В школе учатся 700 детей. Попробуй-ка уследи за всеми перемещениями.
Решаю усложнить задачу педагогам, поэтому захожу в школу на перемене. Однако так получилось, что я оказалась единственным незваным гостем. Кроме того, детей в коридоре почти не было. Не заметить меня оказалось просто невозможно.
"Куда направляемся и с какими целями?" – атаковали меня сотрудницы.
Меня попросили расписаться в журнале посещений и предъявить паспорт. А когда сообщила, что собираюсь к директору, довели до самого кабинета. Железный порядок, однако.
Директор отказалась от комментариев о мерах безопасности в школах после трагедии в Столбцах и лишь лаконично ответила: что-то новое здесь внедрять пока не собираются.
"Рамки металлодетекторов я не вижу необходимости ставить в школе. Рюкзаки детей мы могли бы осматривать. Но… 700 учеников. Утро. Сами понимаете", – ответила директор школы Татьяна Коваленя.
На прощание меня попросили не фотографировать школу.
Дело случая
Последним местом моего рейда стала гимназии №42 имени лауреата Нобелевской премии Алферова. По дороге туда понимаю, что там тоже буду одиноким гостем и меня так же задержат на входе. Решаюсь на хитрость. Придумываю байку для вахтера, мол, сестра учится в гимназии, она забыла дома мобильный телефон, а я пришла его вернуть. Представляю, как в доказательство покручу в руках своим сотовым.
Видимо, байка оказалась правдоподобной. Меня добродушно пропускают и даже помогают найти кабинет, в котором проходят занятия моей лжеродственницы из 9-го "А".
Позже в гимназии поясняют: можно поставить и рамки металлодетектора, и осматривать рюкзаки учеников. Но предотвратит ли это все несчастные случаи?
"Вас осматривают, когда вы захотите в автобус, магазин? Тогда как мы скажем, когда ребенок зайдет: показывай сумку? Или родителю такое предложить? Понимаете, в Столбцах не пришел чужой человек и что-то сделал. Это сделал ребенок, который пришел на занятия. Бывают моменты, которые, к сожалению, невозможно предотвратить. Это дело случая", – говорит заместитель директора по воспитательной работе Анастасия Руденя.
Внимание детей к этому ЧП сильно привлекать не нужно, считают в гимназии. Нужно просто двигаться дальше и быть более внимательными к детям.
"Нужно смотреть за их поведением, настроением. Дети в школе находятся большую часть жизни, мы видим их больше, чем родители. Конечно, учитель может заметить, что с ребенком что-то не так. Но опять-таки много всяких факторов. Гормональные всплески, весна. Много детей, которые находятся в пограничных состояниях. Неизвестно, психически все с ним в порядке или нет. Бывает, что родители дают справку, что он психически здоров, но невооруженным взглядом видно, что у ребенка что-то не так. Вместе с тем мы не имеем права сказать об этом – у него есть справка. В общем, это жизнь. Предугадать что-то очень сложно", – добавляет она.
Безусловно, к ситуации в Столбцах еще долго будут возвращаться. Хотелось бы верить, что будут сделаны выводы, которые позволят сделать время, проведенное в школе, безопасным и в то же время свободным для выражения всего самого хорошего, что есть у учеников и учителей.
По последним данным, подозреваемый начал давать показания. Следователи установили картину случившегося. Но до сих пор неясен мотив преступления.
Подводя итоги эксперимента: в школах корреспондент Sputnik не заметила истерии и тотального контроля. Как человека, который окончил школу 13 лет назад, когда никакого контроля, как и несчастных случаев, не было, меня это радует. Радует, что даже в этот сложный "постстолбцовский" период педагоги сохраняют спокойствие и здравый смысл.