С именинами, владыка Филарет! Вы были, есть и остаетесь Ангелом Православной Церкви в Беларуси, и об этом все знают; одним это знание дарит покой, других его лишает. Потому что актуальная история нашей Церкви совершается на контрастном фоне, на котором справа — Вы, а напротив — другой Филарет, восьмой и бывший.
Для монаха наречение имени при постриге — настоящее рождение в новую жизнь. Святой покровитель для монаха — фигура совсем не символическая: это прямой и непосредственный образ для подражания, мерило личности, камертон нравственного выбора и образа действий. Святой праведный Филарет Милостивый стал таковым и для 24-летнего Кирилла Вахромеева в 1954 году, и для 31-летнего Михаила Денисенко в 1950 году… И вот сегодня эти два человека — полюса церковной жизни. Первый соблюл честь и достоинство христианина, монаха и архиерея; второй все это не только нарушил, но оскорбил и унизил.
Прямая речь нашего Владыки из интервью середины 90-х: "…Наш в свое время известный и уважаемый иерарх в Киеве возгордился, захотел своего, — и все дело оказалось в несмирении... Смирение бы все исцелило, и нашел бы он себя вновь в лоне Матери-Церкви. Мать-Церковь, памятуя его труды, конечно, предоставила бы ему возможность и впредь проявлять себя и свои таланты руководителя. Но гордость, которая подтолкнула его на такой шаг, как отречение от клятвы, данной перед Крестом и Евангелием, стала для него камнем преткновения".
Владыка формулировал милостиво, по образу и подобию своего святого покровителя. В Постановлении Архиерейского Собора РПЦ 11 июня 1992 года сказано сурово: "Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире", за "жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству", "диктат и шантаж", "внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих", "клятвопреступление", "публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор", "совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения", "учинение раскола в Церкви".
"Такие испытания посылаются нам, чтобы мы оценили пагубность своей гордыни. Стремление к власти, — как пагубно это растление! — воскликнул тогда наш Владыка. — История Церкви знает много таких случаев, начиная с небезызвестного пресвитера Ария, который, обольщенный своими талантами и знаниями, замешанными на гордости, вызвал великие потрясения Церкви. Мы видим в церковной истории много таких случаев, — и сегодня они повторяются".
На Соборе 21 февраля 1997 года монах Филарет (Денисенко) был отлучен от Церкви и предан анафеме за то, что "не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей".
Можно сказать, мол, при чем здесь имя? И нужно ли в такой замечательный день говорить о скорбном? А вот нужно! Именины сердца Церковь сегодня отмечает в скорби своего тела. Но эта скорбь не безнадежна, потому что за митрополитом Филаретом (Вахромеевым) возвышается из своей Византии VIII века не только святой праведный Филарет Милостивый. За ним еще и Московский святитель Филарет (Дроздов) стоит, будучи прославленным со святыми в 1994 году — как раз между извержением из сана и отлучением несчастного киевского раскольника…
Ну как тут не вспомнить Шекспира: "Что в имени? Как розу ни зови — в ней аромат останется все тот же" ("Ромео и Джульетта" в переводе Димитрия Михаловского). Так думала 13-летняя Джульетта, ей по малолетству простительно. Символика и мистика имени — это тема не для влюбленного дитяти, а для солидной богословско-исторической монографии. Потому что слишком уж много знамений и знаков заключено в именах всех и всего, что наречено при свидетельстве Бога.
И среди этих знамений и знаков мы должны вспомнить и еще одного монаха, постриженного в честь святого праведного Филарета Милостивого: Патриарх Московский и всея Руси Филарет — Федор Никитич Романов (1553–1633), отец основателя последней российской династии.
Перед всеми ними придется держать ответ 89-летнему гражданину Украины Михайло Антоновичу Денисенко, когда для него наступит "час X". И патриархи Кирилл и Варфоломей в своем нынешнем противостоянии, как на поле боя, сошлись в сердце Кирилла Варфоломеевича Вахромеева, в монашеском постриге Филарета. "Блюдите убо, како опасно ходите", — предостерегает Апостол.
…И мы прислушаемся к тихому голосу нашего Владыки, которого мы лишены сегодня, но который звучит вовсе не из глубины минувших десятилетий, но из живого молящегося сердца: "Если первенство становится основным и единственным жизненным стимулом, не сопряженным ни с какими нравственными принципами, то это проявление гордыни. Стремление к первенству не должно быть слепой страстью. Ведь быть первым — большая ответственность.
Перед Богом и людьми нужно отвечать за то, какой ценой достигнуто первенство; как ведет себя тот, кто сегодня является первым; к чему приведет это лидерство его самого и как оно отразится на окружающих. Мне на память пришла история некоего человека, который сказал: "Мне бы крылья, я бы всех оплевал сверху". И такое, к сожалению, бывает..."
Читайте также:
- Коты Шредингера затаились в церковных кулуарах
- Каннская пальмовая ветвь как золото истории
- Виленский Златоуст: как священник из Беларуси оказался в эпицентре Большой Истории