В телеэфире объявлено, что, возможно, случится такое, чего еще не было: в Минске, если мы будем надеяться, вполне может состояться заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Наверное, в октябре. Это сулит белорусской столице "повышение статуса", "и радость, и честь".
Поскольку "статус" в словаре определяется как "абстрактное многозначное слово", то можно приподнять кулису пафоса и попытаться за нею что-нибудь рассмотреть.
Заседания Синода проводятся в Минске с 1990 года: Белорусская Православная Церковь (второе официальное наименование — Белорусский Экзархат Московского Патриархата) управляется автономно своим Синодом, члены которого — архиереи белорусских епархий. Заседания проходят в том месте, где удобно с практической точки зрения и где диктует логика событий. В столице ли, в монастыре ли, в областном ли центре — не принципиально; важны решения и событийный контекст. Во всяком случае, так было раньше.
Конечно, принципиальное отличие от Священного Синода состоит в том, что в заседаниях белорусского Синода не участвует Патриарх: до сведения Его Святейшества доводятся принятые решения, и он утверждает журналы заседаний.
Значит, осенью можно ждать визита Патриарха Московского и всея Руси в Минск вместе с весьма представительной делегацией, которая включит в себя действующих и приглашенных членов Священного Синода с сопровождающими главами синодальных отделов (в зависимости от повестки). Это значительный масштаб, а значит, и повестка, и повод должны быть соразмерными. С этим — сложно… Ведь на официальном уровне церковная жизнь в Беларуси звучит все тише и тише; бурлит она лишь в личных мирах клира и паствы; как раньше говорили — "прикровенно" бурлит.
Впрочем, в Рождественском послании Патриаршего Экзарха мы услышали обещание "сильнейшего жизнеутверждающего импульса": речь идет о вероятном открытии святых мощей блаженной Валентины Минской и перенесении их в столичный кафедральный собор. "По многочисленным просьбам" верующих разработка этой темы началась еще в прошлом году, и к октябрю она может завершиться. Вот и событие, которое послужит фоном для статусного заседания Священного Синода в Минске. Хотя это большой вопрос, что чему фон и чем в христианстве повышается статус городов и весей.
Теперь мы знаем, что "синодальными" городами сегодня считаются Москва, Санкт-Петербург, Киев и Геленджик.
Что же общего у Минска с Москвой, Санкт-Петербургом, Киевом и Геленджиком? С первыми тремя — понятно, это столицы… Но почему Минск, внестатусный в таком своеобразном синодальном контексте город, до сих пор не испытал "радость и честь" Геленджика?
Потому что в нем не было статусной недвижимости. То есть такой недвижимости, которая достойна статуса проведения заседаний Священного Синода во главе с Патриархом Кириллом. И вот она, радость и честь: к октябрю во всю ширь может распахнуть все свои врата храм-памятник в честь Всех Святых, закладку которого совершил в 1991 году Патриарх Алексий II, а статусный ввод в статусный строй совершит предполагаемый Высокий гость.
Пока складывался этот пазл, в уме почему-то звучали слова из Нового Завета: "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом" (1-е Послание к Коринфянам апостола Павла, глава 1, стихи 27-29).
Может, и не стоило эту кулису приподнимать… Будь, что будет!