Белорусский лидер первым поднял вопрос о том, почему в цене на газ для республики такую большую часть занимает тариф на транспортировку. Российский лидер пояснил, что сумма, которую платит республика за тысячу кубометров, – вполне приемлемая, потому что Беларусь является одним из основных партнеров РФ.
Цена для союзника не рыночная
"Когда пресса покинет этот зал, мы подискутируем. Это всегда делается в открытом режиме, откровенно и по-честному. Но не могу не сделать одну реплику по поводу тарифов на газ", – вынужденно обратился к этой теме Путин.
После чего напомнил: "Выработан план движения к 2025 году, когда мы должны согласовать единые рынки нефти, нефтепродуктов и газа. Что касается сегодняшней ситуации, то она заключается в том, что важен не тариф, а важна конечная цена газа".
"В цену на газ включается этот тариф, и здесь вы, конечно, правы", – признал российский президент.
"Сегодня у Беларуси 129 долларов за тысячу кубов, в следующем году будет 127, а в ФРГ – 250. И это, безусловно, большое преимущество для наших союзников по ЕАЭС", – обратил внимание Путин.
Правда, потом признал, что стороны должны стремиться к полной унификации, но на это нужно время и другой уровень интеграции между Беларусью и Россией, что является предметом переговоров, и российская сторона к ним готова.
"Вы правы, Владимир Владимирович, но наш главный партнер, к сожалению, или, думаю, к счастью, не ФРГ, а Российская Федерация", – парировал Лукашенко.
ФРГ не просто так
Путин отметил, что в настоящее время партнеры России имеют уже достаточные преимущества в вопросе поставок энергоносителей.
"ФРГ я упомянул не просто так. В Беларуси и не должно быть 250 за тысячу кубов, но если бы Беларусь не имела преимуществ, связанных с интеграцией, а формировали цену на рыночных принципах, то это было бы не 129 или 127, а 200. Вот в чем разница", – сказал он
"Это неправильные у вас расчеты. Мы имеем худшие условия, чем Германия, я об этом уже говорил, и не единожды. Вроде бы воевали против Германии вместе, а наши люди, еще не умершие после войны, имеют такую ситуацию. Они имеют 200 долларов, а мы, допустим, 130, потому что туда надо еще три тысячи километров качать, поэтому у них и цена такая", – привел свой расчет белорусский президент
После этого российский лидер еще раз повторил, что, если для Беларуси российский газ поставлялся бы по рыночной цене, она составляла бы не 129 и 127 долларов за тысячу кубометров, а "под 200".
Полезные дебаты
Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян считает, что дебаты президентов РФ и Беларуси Владимира Путина и Александра Лукашенко по цене на газ способствуют решению важных вопросов.
"Эти дебаты — они помогают нам двигать наш интеграционный проект вперед. Без дискуссий невозможно. Это очень важно, что есть высказывания откровенные, открытые, и позиции сторон становятся очень ясными", — сказал он журналистам, отвечая на вопрос о споре между Путиным и Лукашенко по цене на российский газ для Беларуси.
При этом Саркисян подчеркнул, что благодаря возникшим дебатам в ходе заседания ВЕЭС удалось совершить определенный прорыв.
"Мы утвердили программу формирования общего рынка газа. А это — очень принципиальный для нас был вопрос. И для Минска вопрос. Вот это первый важный результат, что мы все-таки пришли к компромиссу", — отметил председатель коллегии.
Читайте также:
-
Лукашенко с Путиным расставят точки над i на следующей неделе
- Бабич: все обязательства по нефти и газу выполняются в полном объеме
- Минфин оценил потери Беларуси от налогового маневра России