Казалось бы, еще не так давно мы примеряли привезенные челноками из Польши и Турции джинсы на картонке в рыночной палатке, а сейчас ходим по огромным торговым центрам и заказываем бытовую технику в интернете с доставкой на дом и оплатой по карте.
Впрочем, рынки со знакомыми по эпохе 90-х атрибутами тоже сохранились, заняли свою нишу, и оттуда их, судя по всему, не выкурят никакие иностранные и местные торговые сети. Но речь не об этом.
Перемены в торговле к лучшему – результат ожесточенной конкуренции за покупателя. Много лет естественного отбора – и вот кто-то отправляется на обочину истории, а кто-то выходит со своими акциями на Лондонскую биржу. Я имею в виду "Евроторг", чье ожидаемое IPO должно стать первым подобным опытом среди белорусских компаний. Но, пока одни отечественные компании собираются встраиваться в мировую финансовую систему, в Минске продолжает работать наследие тех времен, когда никто ничего не знал ни о Лондоне, ни о биржах – последние осколки нашей госторговли, чудом сохранившиеся отдельные образцово-показательные учреждения. Они тоже изменились. Усвоили модные тенденции, устраивают акции и скидки.
Небогатый выбор
Выбрав один из акционных дней, туда я и устремился в надежде купить все необходимое для начала самостоятельной жизни вне родительского дома. Казалось бы, все преимущества на стороне патриархов нашей торговли: выгодное расположение, возможность купить все сразу в одном месте и регулярные скидки. Первым пунктом в списке значились светильники. Я поднялся на нужный этаж, немного побродил по нему в поисках нужного отдела – и вот моему взору предстало богатое разнообразие моделей. Непрерывно ожидая подвоха, начал сверять цены на ближайшие модели с тем, что предлагают крупные интернет-каталоги. Никто не пытался подсунуть товар втридорога: цены приятно отличались от среднерыночных. Я еще раз недоверчиво огляделся и стал выбирать.
Спустя некоторое время, уже мысленно вписав покупку в интерьер квартиры, позвал продавца. Вместе с ним пришло разочарование. Оказалось, все представленные бра имеются в единственном экземпляре. То есть, если вы хотите украсить спальню парными светильниками на стене – вам явно не сюда. Правда, можно оставить заявку и дозаказать понравившуюся модель. Но ведь хочется приобрести полный комплект сразу.
Чудеса по расписанию
В преддверии новогодних праздников многие наши продавцы объявляют "черную пятницу" - традицию, позаимствованную на Западе. В этот день магазины предлагают весьма существенные скидки, благодаря которым многие могут наконец обновить в доме бытовую технику или порадовать себя свежим гаджетом. Естественно, у нас в стране никогда не бывает так просто: в большинстве случаев либо скидки распространяются на залежавшийся на складе товар, либо цена искусственно завышается, чтобы после вычитания положенных процентов вернуться к обычному значению.
Но госторговля пошла еще дальше. Там подобный аттракцион невиданной щедрости проводится по расписанию. Какую крупную торговую точку ни возьми, неизменно увидишь объявление о крупных скидках. Но по сути это означает лишь, что цены становятся приемлемыми только в строго отведенные дни. Списав свою первую неудачу на стечение обстоятельств, решил сделать еще одну попытку. Думал, не могут же они ради того, чтобы объявить о скидках в 30%, завысить цены в полтора раза. Оказалось, могут. Применительно к большинству крупных товаров выгода в сравнении с интернет-каталогами оказалась призрачной.
Складские долгожители
Но самое интересное меня ожидало возле стойки с телевизорами. Резонно заключил, что, раз уж не получается купить дешевле, может, получится хотя бы выиграть в надежности продавца. Ведь мелкие частные компании обновляют юридическое лицо каждые несколько лет, вместе со старым названием избавляясь от гарантийных обязательств. В отличие от них возвышающийся на проспекте торговый гигант вряд ли так легко прекратит свое существование.
Эти мысли придавали уверенности, пока я искал стойку с телевизорами. Но уже на подходе к ней начал сомневаться в своей затее: пенсионерке, пожелавшей купить один из выставленных аппаратов, продавец громко объяснял, что товар они доставить не могут. А ведь транспортировка такой габаритной покупки домой без повреждений может оказаться нетривиальной задачей даже для молодого человека, чего уж там о пенсионерах говорить.
Со стремительно тающей надеждой попытался сравнить цены на выставленные образцы с теми, что предлагает интернет – и не преуспел. Оказалось, все продававшиеся модели давно сняты с производства и больше нигде в нашей стране не продаются. И цены даже с учетом существенной скидки оказываются выше, чем на более современные аналоги. Видимо, телевизоры показывают новости сотрудникам отдела еще с тех пор, когда модели были актуальны, и, скорее всего, нескоро дождутся своего покупателя.
Неповоротливость государственного сектора экономики – одна из главных проблем нашей страны, о которой говорят и местные, и приглашенные эксперты. О ней можно рассказывать вечно – и о том, как в 2018 год перекочевали советские традиции именования продукции, отнюдь не способствующие ее узнаванию, и о нежелании работников шевелиться, дабы угодить покупателю и продать побольше. Правда, есть и свои преимущества: крупные магазины порой выступают способом продвижения отечественного производителя, которому, видимо, сложно играть по правилам небольших частных компаний, да и возможность за раз пройтись по всему списку покупок тоже бывает полезна. Но когда эти структуры пытаются лезть на территорию, давно и плотно занятую более приспособленными для нее формами торговой жизни, получается сплошное разочарование для всех участников процесса.