По словам собеседников радио Sputnik Беларусь, сахарный бизнес приносит много денег из-за того, что сахар входит в группу так называемых топ-5 продуктов высокого потребления (также в эту группу входят табак, топливо, наркотические и лекарственные препараты). Причем в этом случае речь даже не о бытовом потреблении простыми людьми. Без сахара, к примеру, ни одну газировку не сделают, напоминает Авдонин.
"Сахарная тема как лакмусовая бумажка все показывает. Фактически, у нас был такой крупный сахарный холдинг. И к чему это привело? Если посмотреть в чистой математике, то сейчас у нас сахар стоит около полутора белорусских рублей за килограмм (примерно 70 центов), а в России в среднем в два раза дешевле (22 российских рубля, или около 35 центов). И у наших заводов появилась возможность поставлять сахар дороже российского, но дешевле белорусского", ― говорит эксперт.
По его словам, очень сильно на ситуацию в России повлияла высокая урожайность сахарной свеклы в последние три года. До 2017-го белорусский сахар уверенно занимал там свою нишу, на его долю приходилось около шести процентов российского рынка сахара. Но затем конкуренты начали применять агрессивную политику, и наши заводы эту конкуренцию не выдержали. В итоге наша доля сейчас составляет всего около одного процента.
"Представьте, на российской полке в магазине сахар стоит 22 российских рубля (около 33 центов) со всеми издержками. На выходе у производителя он условно стоит еще раза в три дешевле. Многие предприятия в России уже работают в минус, чтобы избавиться от складских запасов. И выход многие видят в том, что в этом году будет определенный неурожай сахарной свеклы в России", ― отмечает Авдонин.
Он с сожалением добавляет, что как раз в последние три года мы упустили сахарный рынок: и в России не удержали позиции, и альтернативные поставки организовать не смогли. Любое руководство должно было прогнозировать эти условия и стараться по крайней мере сбалансировать все рынки, а не сосредотачиваться на одном.
"То, что у нас сейчас происходит определенный поиск вредителей… Их взяли благодаря действительно хорошей работе КГБ. Это важный момент в борьбе с коррупцией у нас. Если не применять такие усилия, то мы видим: идет жесткое обогащение одних людей за счет других. Это опасно. И наличие таких силовых структур ― с холодным сердцем и чистыми руками ― позволяет все-таки сдерживать формирование негативных социально-экономических процессов", ― резюмирует Авдонин.
"Если кто-то делает что-то неправильно, значит, его не устраивает ситуация и он не знает, как ее изменить. За рубежом есть стандартная практика: руководителям платят столько, чтобы им невыгодно было брать взятки. Они переживают за место, свою компанию и тем самым предотвращают какие-то нелегальные схемы", ― добавляет заведующая кафедрой аналитической экономики и эконометрики БГУ Екатерина Господарик.
Программу "Деньги и мир" с участием экономических экспертов Алексея Авдонина и Екатерины Господарик смотрите в видеотрансляции Sputnik Беларусь.
Читайте также:
- Лукашенко о "сахарном деле": внаглую средь бела дня воруют
-
Гайдукевич о "сахарном деле": задерживать надо вне зависимости от должности
-
Какое место заняла Беларусь в рейтинге коррупции?