Василий Павликов работает в крупном минском отеле. Он протирает столовые приборы, и хоть рабочий день недолгий – всего два-три часа, Василию его работа нравится.
Это первый человек с синдромом Дауна, который в Беларуси был официально трудоустроен в отеле такого уровня. Четыре месяца Василий ходил на работу в сопровождении ассистента, который помогал своему подопечному – не выполнял его работу, а общался с работодателем, с коллегами и добился того, что молодой человек теперь может трудиться самостоятельно.
За пять лет силами двух ассистентов Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам трудоустроила 60 человек. Из них 37 продолжают работать. С этого года на дело ассистентов обратило внимание и государство – Московский центр социального обслуживания населения Минска заключил договор с ассоциацией о выполнении государственного социального заказа по реализации услуги сопровождаемого трудоустройства.
"Мы экономим деньги государству. Да, сейчас нужно вложиться в зарплаты ассистентам, но посмотрите на эффект! Люди с инвалидностью платят налоги, меньше обращаются в соцслужбы, и есть большая вероятность, что не попадут в интернат. Содержание одного человека в интернате обходится государству в тысячу долларов в месяц, в интернатах находится 19 тысяч человек", – рассказала председатель ОО "БЕЛАПДИиМИ" Елена Титова.
Как Василий Павликов нашел работу
Ассистентка Анастасия Пигулевская сопровождала Павликова четыре месяца. Сначала Василия определили на работу в столовую для сотрудников. Он должен был следить за тем, чтобы столы были вовремя накрыты. Через месяц Анастасия заметила, что ее подопечный устает, да и сам Василий жаловался: работать тяжело.
"Ассистент обратилась к администрации и спросила, можно ли дать ему другую работу. Посовещались и рискнули, теперь Василий натирает столовые приборы в ресторане. В центре занятости вряд ли знают, что такая вакансия вообще может быть", – рассказала Титова.
Елена Георгиевна о проблемах, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью при трудоустройстве, знает хорошо – она воспитывает 27-летнего сына с ментальными нарушениями. Председатель ассоциации признает: цель большей части их работы – сделать общество таким, чтобы их собственные дети никогда не попали в интернат. А один из шагов – убедить государство в том, что люди с инвалидностью хотят и могут работать, но трудоустройство должно быть защищенным.
Впервые ассистенты, которые помогают в трудоустройстве людям с инвалидностью, появились в США, затем опыт переняли скандинавские страны.
"У ассистента должны быть определенные компетенции. Это и навык работы с компьютером для поиска работы, навыки коммуникации для общения с нанимателем, с бизнесом, с соискателем", – рассказала Титова.
"Работа ассистента не только в том, чтобы найти для человека подходящую работу, но и в том, чтобы помочь в коммуникации с нанимателем. Центр занятости в лучшем случае дает список вакансий, и человек остается с ним один на один", – рассказала Титова.
В отличие от выпускников обычных учебных заведений, люди с ментальной инвалидностью опыта общения в коллективе не имеют, беседа с работодателем может оказаться невыполнимой задачей, если никто не поможет.
"В наших семьях дети не имели возможности контактировать со своими сверстниками. У них не было общения с коллективом, и оттого с нанимателем тоже сложно начать разговор. У нас нет психологов, которые бы работали с этими проблемами. Представьте себе, что вы жизнь провели дома. В детский сад, школы вас не брали. Даже люди в инвалидных колясках сидят дома. В стране 22 тысячи людей в колясках, среди них у многих приобретенная инвалидность – вы их видите?" – задала вопрос Титова.
На своей новой работе Василий столкнулся с проблемой – он путал столовый нож и нож для масла. А ведь его обязанностью было не только натереть, но и рассортировать приборы. Ассистент придумала решение. Она попросила Василия произносить название прибора вслух, и проблема исчезла.
Сейчас Василий работает самостоятельно, знаком с сотрудниками, которые в случае трудностей могут помочь ему решать проблемы.
"Человек даже с очень легкими ментальными нарушениями редко может выполнить операцию от начала до конца. Нужен ассистент, который бы его курировал. Мы понимали, что молодежи с инвалидностью становится больше, и в 2012 году начали проект "Первые шаги к работе". Учитывая такое количество обязанностей ассистента, эта работа должна хорошо оплачиваться", – рассказала председатель ассоциации.
Она хотела работать с красивыми людьми
Василий – не единственный пример победы концепции сопровождаемого трудоустройства. Выпускница вспомогательной школы Екатерина мечтала работать в сфере красоты, и для нее подобрали SPA-салон, в котором хотели трудоустроить человека с инвалидностью. Теперь она раскладывает полотенца, пропускает их через пресс и получает зарплату. Начинала Екатерина также с помощью ассистента.
Основа сопровождаемого трудоустройства – индивидуальный подход. В Центре занятости для этой девушки вряд ли бы подбирали салон и учитывали ее мечты, считают в ассоциации.
В Беларуси есть и те представители бизнеса, которые активно работают с людьми с инвалидностью. Навстречу пошли "Белорусская палата моды", "Галерея Ў". Но и тех нанимателей, которые не спешат трудоустраивать людей с инвалидностью, Титова понимает. Она уверена, что не стоит акцентировать внимание на отказе нанимателей работать с человеком с инвалидностью.
"А что, других людей не выгоняют с работы? Или их не обманывают наниматели? Среди людей с инвалидностью есть и те, кто пьет, но эта проблема есть и среди людей без инвалидности. Человек с инвалидностью может не подойти и по компетенциям – в одном из отелей человека в инвалидной коляске трудоустроили на ресепшн для общения с клиентами по телефону. Но и ассистент не помог – уровень знания английского не подошел. Для такой работы нужен хороший разговорный английский, а не перевод на бумаге, рисковать клиентами отель не может, трудоустроиться не вышло", – рассказали в ассоциации.
Да и сама Титова признает: подыскивая юриста, ассоциация отдавала предпочтение людям с инвалидностью. Однако работу получил тот специалист, который продемонстрировал лучшие профессиональные навыки.
Что предлагают в ассоциации:
– изменить работу комиссий МРЭК, которые определяют список недоступных для людей с инвалидностью вакансий;
– получить услугу ассистента должно быть настолько же просто, как человеку с трудностями в передвижении – получить коляску;
– открыть специализированные мастерские, где могли бы работать люди, неспособные трудоустроиться на свободном рынке.
Хотят и могут
"Госорганы заявляют: у нас такое количество неработающих инвалидов потому, что они не хотят работать. Я спрашиваю – вы проводили опрос?" – говорит Титова и утверждает: многие люди с инвалидностью трудиться могут, и нужно доказать это государству.
Уже есть победы. Раньше, чтобы быть трудоустроенным, человеку с инвалидностью нужно было пройти МРЭК, на основании решения которой давались трудовые рекомендации.
"Достижение организаций, представляющих интересы людей с инвалидностью, в том, что медкомиссии теперь не составляют список из специальностей, которые тебе подходят. Прежде, если человек находил другую работу, ему приходилось вновь проходить комиссию. Многие этого не делали, человек не хотел снова идти туда и тратить месяцы на получение нового заключения. Судите по себе: нам с вами в поликлинику сходить порой нелегко, а здесь речь о человеке с инвалидностью", – пояснила Титова.
Семь лет назад ассоциация создала пять предприятий, на которых трудоустроены люди с инвалидностью. Одно из них закрылось, да и оставшиеся едва выживают. Но на них работают многие из тех, кому прежде МРЭК ставила нерабочую группу. Они доказали – могут трудиться и зарабатывать.
Сын Титовой Дмитрий работает на одном из предприятий уборщиком. Он инвалид первой группы, он не сможет самостоятельно перейти дорогу, не умеет читать или писать, но для уборки этого не требуется. Коллеги на предприятии могут подсказать ему, когда пора взяться за работу, и Дмитрий ее выполняет.
Мечта Елены Георгиевны – трудоустроить сына в магазин мерчандайзером. Дмитрий очень любит магазины и готов подолгу простаивать у магазинных полок. К тому же у него отличная зрительная память. Пример того, как человек с инвалидностью работает помощником мерчандайзера, Титова видела в Австрии. Пока что проблема в том, что мерчандайзер должен следить за сроком годности продукта, но с обязанностями помощника мерчандайзера Митя мог бы справиться, уверена Елена Георгиевна. "Но всему свое время", – заключила она.