Людмила Буткевич, специально для Sputnik
Игра и игрушка — важнейший инструмент любой национальной культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Именно они в определенной форме передают состояние современного общества, его развитие и движение: к жизни или саморазрушению, процветанию или деградации, к добру или злу. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений, представление о культуре и мироустройстве.
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья: первая кукла и первое, сшитое своими руками для нее платье, любимый мишка, зайчик, настолько дорогие нашему сердцу, что хранятся до сих пор. Мы бережем их, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры, и, покупая игрушки своим детям, надеемся, что они также станут для них близкими друзьями.
Научить детей играть, значит — научить жить
Игра сопровождает ребенка с раннего младенчества. Сначала это яркие погремушки, затем куклы, зверушки, машинки, а, начиная примерно с 4-5 лет, — конструкторы, кубики, различные настольные игры.
"Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре", — писал Антон Макаренко.
Психологические исследования показали: если ребят, которые не питают особых дружеских чувств друг к другу, включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, — для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто вызывают споры, а то и конец дружбы.
Игра — не только развлечение, но и труд, требующий огромной концентрации сил, внимания, памяти, образного мышления, смекалки и "игровой хитрости". Иногда ребята преодолевают в игре серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум.
Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки: они учатся понимать друг друга, развивается речь, мышление, воображение, сотрудничество, взаимовыручка. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь необремененный детскими страхами и проблемами, он умеет находить общий язык со сверстниками, не боится общения.
Психологами замечено, что люди, которые мало играли в детстве или вообще не играли, чаще других испытывают проблемы с адаптацией в обществе и часто вырастают социально-опасными и бездуховными людьми.
Василий Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он "засушенный цветок".
А еще игра — это путь к познанию самого себя, своих возможностей, способностей, мечтаний и желаний.
Как выбрать игрушку?
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность.
Прежде чем сделать очередную покупку, подумайте, какая игрушка нужна вашему ребенку и для какой игры. Дома должны быть не только мягкие игрушки или куклы, но и развивающие игры, которые формируют мыслительные умения и навыки, находчивость, творческие способности.
Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Если у ребенка нет сестер и братьев, то игрушки фактически являются его партнерами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игрушка является орудием социализации, своеобразным звеном между ребенком и реальным предметным миром. Поэтому очень важно при очередной покупке игрушки понимать ее воспитательную ценность и нравственно-духовный смысл.
Будьте осторожны в своем выборе, особенно при покупке новомодных "прикольных игрушек": монстров, вставных зубов, "скелетов в коробке", наручников, нереальных кукол с большой головой или страшной мимикой. Детские психологи настоятельно рекомендуют родителям не приобретать ребенку игрушки, которые могут породить в его сердце жестокость. К большому сожалению многих мальчишек, к таким игрушкам относится различное игрушечное оружие, когда его слишком много. Будет достаточно иметь всего пару пистолетов или автоматов, не превращая игры с оружием в культ. Компьютерные игры со стрельбой и убийствами тоже относятся к разряду вредных игрушек.
Отрицательное отношение к окружающей его жизни может сложиться у ребенка и при просмотре зарубежных мультфильмов со "стрелялками-догонялками". Старайтесь держать в домашней коллекции мультфильмы и сказки, которые научат его добру и милосердию.
Основные требования при покупке детских игрушек
- Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для жизни и здоровья.
- Психолого-педагогические: обучающий и развивающий эффект.
- Социально-культурные: воспитательное значение.
Кто должен учить детей играть?
К сожалению, очень часто наши дети заменяют подвижные игры во дворе одной, самой любимой игрушкой: компьютерными играми. А это неоспоримый вред здоровью — близорукость, косоглазие, нервные тики.
Наблюдая за современными детьми, можно заметить, что они почти не играют, не считая школьных уроков физической культуры, в групповые подвижные игры — воздух детской жизни старших поколений. Где они — прятки, казаки-разбойники, краски, жмурки, выбивалы, колечко, съедобное-несъедобное, классики, скакалки, резинки? Все они куда-то исчезли вместе со считалками, песенками, закличками. А это наша вина — взрослых. Кто из вас обучал, обучает, играет с детьми в игры, которые помнит с детства? К сожалению, прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому.
Опрос учащихся начальных классов (три класса) дал следующие результаты:
"Я люблю играть в…." (некоторые ребята давали по несколько ответов)
- Прятки — 42 человека
- Жмурки — 40 человек
- Салки — 39 человек
- С ЛЕГО — 23 человека
- "Попрыгунчики" — 9 человек
- С мягкими игрушками, куклами — 27 человек
- Компьютерные игры, планшет — 36 человек
- "Бизнес" — 33 человека
- Футбол — 12 человек
- Пазлы — 13 человек
- Волейбол — 4 человека
- Машинки — 6 человек
- Не играю — 14 человек
- По одному ответу: "Улитка", "Светофор", "Слова", "Школа", "Лото".
"С родителями мы играем в…"
- "Бизнес" — 45 человек
- Домино — 34 человека
- "Монополия" — 27 человек
- Шашки, шахматы — 32 человека
- Настольные игры — 21 человек
- Карты — 11 человек
- Не играю — 19 человек.
В ответах явно прослеживается проблема небогатого разнообразия подвижных игр и игр с родителями, а также настораживают ответы с пометкой "Не играю". Хочется верить, что не все еще потеряно, и наши дети любят, хотят и будут играть.
Давно известно, что пользу от хорошей правильной детской игры невозможно переоценить. Взрослые обязаны помнить, что научить детей играть, значит — научить жить.