Людмила Буткевич, специально для Sputnik
Проходит 2-3 недели учебного года, и детское чувство радости сменяется хандрой и полной потерей желания учиться.
"Будешь учиться — станешь миллионером, не будешь — станешь дворником", — настраивают многие родители ребенка. Они платят реальные деньги за хорошие отметки, или, наоборот, лишают карманных денег, не покупают обновки, сладости, лишают компьютера, планшета. В любом случае, учеба для ребенка превращается в бартерную сделку.
Как же научить ребенка учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое?
Попробуем взглянуть на эту проблему с научной точки зрения. Что такое мотивация?
Мотивация (от английского "movere" — "двигать") — это то, что двигает человеком, заставляет его с упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Если понаблюдать за мотивированным учеником, можно заметить, как он воодушевлен, как горят его глаза, когда он сосредоточенно делает домашнее задание или учит что-то, получая от этого ни с чем несравнимое удовольствие.
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается всплеском гормонов счастья. Многие родители замечали, как радуется ребенок, в первый раз написавший букву или слово, как он важничает, как горд собой. Если ребенок справляется с поставленной задачей (ранее казавшейся недостижимой), степень ощущения успеха — наивысшая. А вот если ожидаемого результата и похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, пропадает всякий интерес и стимул учиться. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.
Мотивация зарождается не в школе, а в семье. Когда ваш малыш заучивает несложные детские стишки, потешки, считалочки, складывает кубики, пирамидки, конструирует модели из "Лего", разгадывает детские кроссворды, загадки, шарады. Родители должны поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство. Успех ребенка связан с эмоциональным переживанием, позволяющим осознать свою сопричастность с миром. Он окрыляет, повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.
В школьные годы интерес к обучению подвергается серьезному испытанию. Для многих школьников и их родителей время выполнения домашних заданий становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик играет в компьютерные игры или просто смотрит в окно, грызет карандаш. Родители теряют терпение, убеждают и даже угрожают, а, бывает, и используют проверенный дедовский метод — ремень. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка все чаще звучит: школа — это каторга.
Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей. Педагоги замечают уже сложившуюся тенденцию к снижению мотивации, связанную с возрастными особенностями учащихся: чем старше ученик, тем ниже мотивация. Подъем наблюдается только к 10-11 классу и основан на необходимости самоопределения учащихся в после школы.
Что же мешает нашим детям всерьез увлечься обучением и с желанием ходить в школу?
Вот несколько основных факторов, от которых зависит успех в школе:
- Физическая и психологическая готовность ребенка к школе.
- Развитие произвольного поведения, то есть умения ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Очень важно развивать у ребенка умение преодолевать себя, иногда и заставлять, приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного воспитания.
- Благополучная атмосфера в семье, соблюдение режима. Согласно результатам исследований, стремление к успеху формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, ребенок нацелен не на достижение успеха, а на избегание неудачи.
- Единство требований к ребенку со стороны родителей. Если наказывает мать, он ищет защиты у отца, дедушки или бабушки. Как великий манипулятор, использует метод "сталкивания лбами родителей" для оправдания своих неудач.
- Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, чрезмерная опека, сюсюканье.
- Завышенные требования к ребенку без учета его объективных возможностей; усмотрение злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины (плохое самочувствие, психологические особенности, особенности умственного и физического развития).
- Создание ситуации успеха — необходимо хвалить, радоваться достигнутым результатам. И, наоборот, не угнетать, не насмехаться при неудачах. Постоянно подбадривать, поддерживать: "Ничего, в следующий раз обязательно получится!". Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: "Я верю в тебя, у тебя все получится!".
- Неправильно винить в неудачах ребенка других: учителей, одноклассников. Не нужно высказывать вслух перед ребенком своих претензий к методам и приемам обучения педагогов, ставить под сомнение объективность выставленной отметки а, если что-то не устраивает, лучше сходить в школу и поговорить с педагогом на волнующую вас тему.
- Необходимо учить ребенка не сдаваться, продолжать стремиться к результату, невзирая на прошлые неудачи ("Два раза не получилось, третий раз — обязательно получится"). Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, повышать самооценку.
- Чаще давать возможность проявлять самостоятельность в принятии решений, нести за них ответственность и учиться корректировать собственные действия. Важно не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок сделает сам. "Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их". Процесс более длительный, требует больше сил и терпения, но более правильный.
- Очень важен в учебной деятельности и навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя, количество ошибок резко сокращается — а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались.
- Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу — спорный и имеет много противоречий. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо.
- Не ожидайте немедленных успехов — такого не бывает! Могут быть падения, "топтание" на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно, обязательно будет взлет.
- Побольше общайтесь, обсуждайте с ребенком его проблемы, не осуждая и не наказывая его. В беседе будьте честны и открыты. Пусть он поймет, как для вас важны его успехи и как вас ранят его неудачи и нежелание стать лучше.
Каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы повышения мотивации и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения, верящим в себя и в свои силы.