Несмотря на то, что полмира остановилось на карантин, перевозчики всех стран продолжают работать. В Европе даже отменили запрет на передвижение грузовиков в выходные.
Каково это – ездить по пустым дорогам, когда жизнь вокруг практически замерла? О новых впечатлениях и правилах водители рассказали корреспонденту Sputnik Тамаре Зениной.
По России как по автобану
"На дорогах непривычно мало легковых машин, из-за этого ездить, конечно, легче. Например, я только что минут за сорок проехал Варшаву и даже ни разу не сбросил скорость, а раньше еще на подъезде начиналась огромная пробка, и потом в каждой приходилось стоять минимум по сорок минут", – делится минчанин Сергей (имя изменено по его просьбе – Sputnik), который работает у белорусского перевозчика.
Благодаря отсутствию потока легковушек сейчас в России водители могут ездить, как по европейским автобанам.
"За смену можно от Ижевска доехать до Нижнего Новгорода, хотя раньше максимум получалось до Чебоксар. Каждый день успеваю сделать лишних 200-300 километров.
Раньше только в Европе при средней скорости 81-89 км за десять часов мог проехать 700-800 километров, а однажды даже 860 успел. В России дороги хорошие, но на одной скорости долго ехать можно было разве что от Минска до Москвы или где-то по Сибири.
В Центральной России грузопоток такой, что 500-600 километров за смену считались удачей. Сейчас в любом направлении можно ехать как по Европе", – удивлен дальнобойщик.
Его также удивило поведение россиян после объявления месячного карантина с сохранением зарплат.
"Я в тот день как раз проходил Екатеринбург и стал свидетелем того, как весь город ломанулся на выезд, на природу, на отдых. Люди реально подумали, что им разрешили гулять с сохранением зарплаты. Не было возможности проехать вообще, как в час пик", – смеется Сергей.
Но уже через неделю, по его словам, дороги стали абсолютно пустыми.
В выходные проверяют из поликлиники
Сергей рассказывает, что температуру ему измеряли во время пересечения границ и в Беларуси, и в Польше.
"Всех, у кого была повышена, поляки разворачивают обратно", – сообщил водитель.
У Сергея в поездках и раньше контактов было немного, а сейчас, говорит, стало еще меньше.
"Раньше в Беларуси на границе мы все выходили и толпой шли оформляться, сейчас в Брузгах и паспортный контроль, и таможенные процедуры, и весовой контроль – все проходим, не выходя из машины.
При погрузке-разгрузке я только расчехляю тент и иду в кабину. После того, как груз увозят, иду в офис за документами.
Сейчас в некоторых странах, например, Италии, Португалии, водителей просят оставаться в кабине, сами открывают и закрывают тент, а потом передают документы через окно", – рассказывает Сергей.
Он делится и другими впечатлениями.
"В России во многих кафе стали работать на вынос, готовят обед и подают в машину в контейнерах. В Германии раньше туалеты были платными по 70 центов, теперь все бесплатно. В Бельгии, наоборот, стали закрывать на ночь большинство стоянок, и остановиться реально негде, кроме стоянки в лесу, но там нет туалетов", – сетует водитель.
Он признается, что в выходные дома старается соблюдать режим самоизоляции: "Приехал, помылся, поспал и уехал".
"На границе нас иногда просят заполнить анкеты о том, откуда едем. Если указываешь Италию, звонят в поликлинику по месту жительства и просят проследить, чтобы водитель не заезжал домой", – говорит перевозчик.
Границу по новым правилам проходил 12 часов
К введению ограничений по времени на транзит через Беларусь (постановление Совета министров №171 "О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19" – Sputnik), по мнению собеседника, многие оказались не готовы.
Все дальнобойщики работают по режиму труда и отдыха. Это соблюдается строго, поскольку в Европе могут выписать штраф и 300, и 500 евро, максимальный – 5 тысяч.
"Я согласен с тем, что нужны специальные места для остановки транзитных фур, и хорошо, что их выделили", – считает Сергей.
А вот одних суток для того, чтобы пересечь Беларусь, по мнению дальнобойщика, недостаточно.
"Нужно увеличить хотя бы до полутора суток. Не всегда можно разогнаться и проехать по стране без остановки, часто нужно заехать на базу, получить документы, осмотреть машину, заправиться. К тому же иногда границу проходишь быстро, а иногда на это уходит 13-15 часов, после которых сразу положен девятичасовой отдых", – говорит Сергей.
Таким как он, водителям белорусских перевозчиков, на границе не вручают предписание о том, во сколько они должны покинуть страну. Но такой документ по прибытии получают все водители, работающие на польские, литовские, российские и другие зарубежные компании.
"На этой неделе я ехал на работу через Брузги. Там собрали очередь из фур километров шесть. Проверяли каждого водителя, нарушил ли он предписание и насколько опоздал.
Причем до восьми вечера выписывали по две-три "базовых" штрафа, а после пересменки ребята жаловались, что многим дали по максимуму, по 50 базовых!" – возмущен собеседник.
Сам он простоял в очереди десять часов, пока попал на переход.
"У меня долго выясняли, во сколько въехал, во сколько выехал, почему у меня нет предписания. Оказалось, что таможенники не в курсе, почему транспортники не дают предписание белорусским водителям. Два часа я ожидал, пока они созвонились и, наконец, договорились", – делится собеседник.
Всего на пересечение границы по новым правилам у водителя ушло 12 часов.
"Я подъехал к полякам, очень удивленные, они спрашивали, что случилось на белорусской границе. У них был пустой терминал, буквально за 10 минут я оплатил фито-санитарный контроль и поехал дальше. Но в итоге я на сутки опоздал с выгрузкой", – констатирует водитель.
Также, по его словам, ограничение транзита по Беларуси отразилось на сроках доставки груза.
"Например, нам давали из Европы до Москвы двое суток. А теперь из-за того, что в Беларуси нельзя находиться больше суток, и до Воронежа дают двое суток, и до Рязани. Но мы же не на самолетах", – недоумевает водитель.
Проехав Беларусь, водитель теперь вынужден искать в России ближайшую таможню, чтобы продлить сроки доставки.
"Мы выскакиваем в Россию и едем или в Брянск, или в Смоленск на таможню, чтобы не платить потом штрафы. Раньше всегда на доставку из Европы по России давали трое-четверо суток.
А сейчас я видел у ребят, что дорога из Европы до Ташкента должна занимать четыре дня. Это нереально", – утверждает дальнобойщик.
Если бы уехал в отпуск, потерял бы работу
Белорусам, которые работают на иностранные компании, во время карантина пришлось выбирать: либо работать без отпусков, либо потерять работу.
"У нас смены длятся по нескольку недель. Например, я сотрудник литовской компании. Шесть недель работаю, три отдыхаю. Если бы я уехал в отпуск домой в Беларусь, назад бы меня уже не впустили, я бы потерял работу", – рассказывает еще один дальнобойщик Вадим.
Он перерабатывает уже больше месяца и намерен ездить до конца карантина, чтобы сохранить рабочее место.
Французским водителям предложили уйти на карантин с сохранением средней зарплаты, и большинство согласились.
"Немцы в основном остались на внутренних рейсах, за пределами Германии их редко встретишь. А на международных рейсах остались белорусы и украинцы", – говорит наш земляк.
Водителям из компании, в которой работает Вадим, в эти дни зарплату уменьшили на пять евро в сутки.
"А немцам, знаю, наоборот, дополнительно выплачивают от одной до двух тысяч евро в месяц за риск. Еще сейчас на выходные им предоставляют специальное жилье, боксы с удобствами, чтобы они могли не возвращаться домой", – рассказывает собеседник.
Если берешь много масок, скажут "молодец"
"Никаких ограничений по транзиту через страны Европы нет, мы руководствуемся только своим графиком. Наоборот, в эти дни транспортный контроль стал лояльнее, останавливают реже, некоторые мелкие нарушения графика могут простить", – говорит водитель.
Он также утверждает, что контакты дальнобойщиков повсюду снизили до минимума.
"На таможне между Швейцарией и Францией многое автоматизировано, сотрудники ограждены стеклом. В Германии на загрузках на всех предприятиях стоят ящики с масками – бери сколько хочешь. Когда видят, что берешь несколько, всегда покажут "молодец". В Германии просят заполнить анкету и указать, был ли в течение 14 дней в Италии или Испании. Я написал, что был в Италии, и на предприятиях мне измеряют температуру", – делится собеседник.
Вне машины Вадим всегда ходит в маске и постоянно моет руки "до локтя на всякий случай". На работе ему выдали и одноразовый малярный костюм.
"Я могу выйти из машины, передохнуть, посидеть или прогуляться на стоянках. На границе Германии и Швейцарии есть большая стоянка, там всегда собирается много водителей. Там мы отдыхаем и общаемся.
Сейчас перестали здороваться за руку, держим дистанцию и не обмениваемся никакими вещами", – говорит Вадим.
Продукты не подорожали и лимоны дешевые
В последнее время Вадиму часто приходится перевозить сырье для производства дезинфицирующих веществ.
"Объемы перевозок уменьшились. Если раньше были загрузки на 25 тонн, то сейчас мою машину грузят на 15-17 тонн. Практически все грузы уменьшились в тоннаже", – делает вывод собеседник.
Он рассказывает о том, как изменилась обстановка в странах Европы.
"Недавно ехал под Миланом, там, где обычно негде яблоку упасть, столько транспорта. Сейчас пустота гнетущая. В Германии недавно стоял в очереди полтора часа, чтобы попасть в магазин. Запускают по одному, быстро идешь, берешь все, что нужно, а все терпеливо ждут. Именно терпеливо, никто не ворчит и не ругается. Каждый либо смотрит в телефон, либо в газету, либо в книгу. Интересно, что продукты в Европе совсем не подорожали, даже лимоны как были, так и остались. Вчера покупал по 1,15 евро", – делится наблюдениями собеседник.
У коллеги умерли теща и жена
"В Европе много предприятий закрылось. Приезжаешь, а там только пару человек вышли для погрузочных работ", – рассказал Владимир.
Он работает в австрийской компании вместе с земляками-белорусами, украинцами и литовцами и рассказывает об изменениях в работе.
"Сейчас мы обязательно пишем что-то вроде завещания. На случай, если со мной что-то случится, я должен указать, с кем связываться, в какой стране, кому перевести заработную плату, кому оказать материальную помощь", – говорит Владимир.
Он делится ужасными подробностями: "У нашего коллеги из Украины буквально на днях умерла теща, а через два дня – жена, ей было около 30 лет. Три дня назад он уехал туда".
Работодатель Владимира предложил всем сотрудникам уйти на карантин с сохранением минимальной зарплаты.
"Я не вернулся в Беларусь, потому что сейчас, думаю, здесь безопаснее. Нам сделали дополнительную страховку на случай COVID-19. Если со мной что-то случится, меня вылечат", – уверен водитель.
На работе ему выдают маски и перчатки в неограниченном количестве.
"На заправках здесь марлевые маски стоят полтора евро, в аптеках дешевле. Но мне хватает тех, что выдают. На каждое новое предприятие я надеваю новую маску. Приезжаешь на заводы на загрузку-выгрузку, везде меряют температуру. Если есть – немедленно госпитализируют и сделают тест на коронавирус. Двоих наших водителей забирали во Франции, у них тесты не подтвердились, они пошли на поправку и их через неделю выписали. Это была обычная простуда", – рассказывает Владимир.
Ему приходится ездить сейчас и в Испанию, и в Италию.
"В Италии запрещено стоять и даже останавливаться в регионе Бергамо, где произошла вспышка. Мы просто мимо пролетаем. Во всех странах на предприятиях спрашивают, был ли в Италии или Испании. Если был – сразу всем объявляют: "Эта машина из Италии". Значит, никто не будет близко подходить. Сейчас я как раз гружусь в Германии на Сицилию", – рассказывает дальнобойщик.
Водителей из его компании обязали вести бортовой журнал, в котором нужно записывать, где едешь, где остановился, с кем встречался.
"Это сделано на случай, если со мной что-то случится, чтобы проще было найти все контакты", – объясняет собеседник.
Он говорит, что за время пандемии у всех выработался рефлекс останавливаться на расстоянии не менее двух метров друг от друга, никто не будет здороваться за руку, как раньше.
Некоторые предприятия, по словам Владимира, начинают возобновлять работу.
"Надо сказать, жизнь немного оживает. В Испании, в Италии карантин еще не сняли, но по радио объявляют, что можно выходить на работу, взяв справку из поликлиники. Скоро все наладится", – надеется водитель.
Читайте также:
- Заначка на исходе: исповедь белоруса, потерявшего работу из-за пандемии
-
Для дальнобойщиков выделили еще 6 АЗС для отдыха
-
Лукашенко разрешил пропускать российские фуры через границу вне очереди