22:17 02 Апреля 2020
Прямой эфир
  • USD2.59
  • EUR2.83
  • 100 RUB3.32
Беларусь.Live
Получить короткую ссылку
152630

Почему в последний путь белоруса собирали знакомые или соседи, но не родные, а в погребальной одежде все швы были наружу – Sputnik изучил похоронные традиции предков. Впрочем, многие из них покажутся вам знакомыми.

У староверов принято хоронить покойника ногами к кресту. Считали, что так он видит восток, где, по представлениям наших предков, находился Иерусалим. А еще видит крест, по которому сможет подняться из могилы во время Страшного суда.

О самых необычных похоронных традициях в Беларуси Sputnik рассказал этнограф Алексей Друпов.

Этнограф Алексей Друпов изучает погребальные традиции предков
© Sputnik / Сергей Пушкин
Этнограф Алексей Друпов изучает погребальные традиции предков

Евреев и татар подальше

У каждой деревни было свое кладбище. Обычно на возвышенности или склоне. Причина самая простая – санитария. Чтобы погост не стал источником эпидемий, случалось, его еще и рвом обносили. С одной стороны, это был водоотвод, с другой – символичная черта, которая делит мир мертвых и живых.

Каждая конфессия имела свое кладбище. В одном конце деревни находилось католическое, в другом – православное. А вот еврейское и татарское старались размещать подальше.

"Связано это с тем, что евреи и татары жили в своем закрытом сообществе, сохраняли свои традиции и религию. Они для местных на культурном уровне были "не такими", символически "чужими", то есть находились в локусе чужого", – говорит Алексей Друпов, ведущий научный сотрудник Белорусского государственного музея народной архитектура и быта. 

"Но это представление распространялось только на обрядовую часть. В повседневной жизни никто их чужаками не считал, люди общались, торговали, имели добрососедские отношения", – добавляет этнограф.

Похороны в деревне обычно собирали всех
© Photo : из фондов БГМНАиБ
Похороны в деревне обычно собирали всех

Чтобы покойный не позвал за собой

Все основные действия, связанные с покойником, брали на себя чужие люди, то есть не родственники. Они делали гроб, мыли человека, копали могилу… Считалось, что для семьи покойный еще оставался своим. Он уходил в другой мир. Чтобы не позвал за собой своих, все действия выполняли чужие.

"У нас про гроб была очень интересная загадка: это каждому нужно, но никто его сам себе не делает. Как я себе это представляю: наши предки относились к смерти как к чему-то неизбежному. Но она их не пугала. У нас вышла книга о белорусском народном творчестве. В ней был отдел с загадками, в том числе про семейный быт. Там три страницы. Но одна загадка про свадьбу, две – про свата, все остальные – про смерть. С самого детства белорусам рассказывали про смерть. И это естественно – мы оттуда пришли, мы туда и уйдем", – рассказывает Алексей Друпов.

В одежде наизнанку

К смерти белорусы относились спокойно. Каждый понимал, что это неизбежность. И обязательно хранил одежду на смерть. Она была не совсем обычной и шилась швами наружу. Во-первых, по представлениям наших предков, на том свете все не так, как на этом. То есть наоборот.

Второе объяснение – человек умер физически, а теперь он должен умереть еще и ритуально. Для этого его нужно одеть не как живого. То есть ритуально изменить его статус.

В последний путь белоруса собирали знакомые или соседи - но не родные
© Photo : из архива А.Друпова
В последний путь белоруса собирали знакомые или соседи, но не близкие родственники

"Интересно, что такая же одежда встречается у колядующих. Потому что, по сути, ряженые – это "дзяды". Это наши предки, которые пришли с того света. На всех колядующих надеты маски, они прячут свои лица. На Полесье маска деда делалась из бересты. Но она была наружу не белой стороной, а изнаночной. На козу надевали вывернутый кожух. Дед и баба вообще довольно часто менялись ролями. Деда играла женщина, а бабу – мужчина", – говорит Алексей Друпов.

"В текстах колядных песен упоминается: "Мы идем издалека, из-за болота, из-за кладочки". А что такое кладочка? Один из самых старых погребальных памятников. На кладке вырезали имя покойного или след его ноги. Хоронили человека в одном месте, но кладку оставляли на болоте, потому что вода считалась символичной границей между двумя мирами. Поэтому смысл этой колядной мистерии в том, что к нам пришли наши предки. Они опекают нас с того света, и они приносят нам богатство и урожай", – продолжает этнограф.

Покойных всегда было принято хоронить в простой одежде, без украшений
© Photo : из фондов БГМНАиБ
Покойных всегда было принято хоронить в простой одежде, без украшений

Саван для старовера

Для покойного шилась простая одежда без каких-либо украшений. У староверов был саван – он сшивался из нескольких полосок ткани. Саван чем-то напоминал плащ. На голову покойному одевался капюшон. В ногах саван складывался. Он обязательно должен был быть белого цвета.

Иногда в гроб клали запасной комплект одежды. Наши предки верили, что на том свете человек продолжит жить. Поэтому у него должно быть что-то с собой.

По этой же причине в гроб клали предметы, которые связаны с основной деятельностью покойного. Если при жизни был кузнецом, могли положить клещи и молот.

Чуть раньше, в эпоху Средневековья, в гроб клали горшки с едой. Тогда белорусы тоже верили, что на том свете все наоборот. Поэтому горшки разбивались. То, что тут разбито, там станет целым.

Если девушка умирала до свадьбы, ее могли хоронить в свадебном платье. Но в Светлогорском районе зафиксированы случаи, когда в такой одежде хоронили женщин, у которых были и дети, и внуки.

Родные и соседи возле гроба девушки в свадебном наряде. 1915-1929 год, деревня Забродье, Столбцовский район.
© Photo : из фондов БГМНАиБ
Родные и соседи возле гроба девушки в свадебном наряде. 1915-1929 год, деревня Забродье, Столбцовский район.

На могилу клали бревно

После похорон на могиле ставили временный крест. Примерно через год его меняли на постоянный. Обычно это делали к Пасхе или Дзядам. На Полесье такой обряд назывался "прикладины". Потому что на могилу там клали приклад, то есть брусок дерева. Причем для мужчин предназначалась колода с сучком, для женщин – гладкая.

"До начала 20-го века этот обряд массово сохранялся. У нас есть немецкие фотографии Первой мировой войны, на которых видны эти приклады. Очень много снимков быта, застройки, местных жителей было сделано немецкими солдатами. Немцы приехали из Баварии, Пруссии, в нашу деревянную цивилизацию, и для них все это было в диковинку. Поэтому они все это фотографировали, даже делали открытки и отправляли домой. Тем более что камеры были у многих", – рассказывает Алексей Друпов.

На Полесье была традиция класть на могилу колоду - такие даже называли вампирскими
© Photo : из собрания Владимира Богданова
На Полесье была традиция класть на могилу колоду - такие даже называли "вампирскими"

В современной Беларуси сохранилось несколько прикладов. Находятся они в Пинском районе, в деревне Паре, которую в свою время по незнанию прозвали вампирской. А все из-за деревянных колод.

"Но получается, у нас все Полесье было занято вампирами", – шутит этнограф. 

Ногами к кресту

На немецких фотографиях видна еще одна особенность. На Полесье кресты на могилах ставили высокие – два и больше метров. Со временем дерево, закопанное в землю, подгнивало. Его обрубали, и крест закапывали снова. Так он постепенно становился ниже.

На севере Беларуси были распространены каменные кресты. Они встречались как у католиков, так и у православных. Почему? Север Беларуси изобилует валунами - там проходила граница последнего ледника. Поэтому люди и работали с тем материалом, который был.

На севере Беларуси много надгробий из камня
© Photo : из архива А.Друпова
На севере Беларуси много надгробий из камня

Католики и православные ставили крест у головы покойного. Староверы, наоборот, в ногах. Считалось, что так человек видит восток, где, по представлениям наших предков, находился Иерусалим. А еще он видит крест. Люди верили, что, когда случится Второе пришествие Спасителя и Страшный суд, все мертвые встанут из могил. И каждый понесет свой крест.

По той же причине в христианстве была запрещена кремация. Если человека сжечь, он не сможет встать из могилы и явиться на Страшный суд.

Похороны детей мало отличались от взрослых. Но если ребенок был некрещеный, хоронить на кладбище его запрещали. Тогда могилку размещали за оградой, где покоились утопленники и самоубийцы.

В городе хоронили с размахом

В Минске самое старое кладбище находилось в районе Золотой Горки. Но сейчас его нет – оно стало призраком. Могилы сровняли с землей, когда строили проспект Независимости, редакцию газеты "Вечерний Минск" и Дворец искусств.

Когда строили проспект Независимости и здание Вечернего Минска, кладбище на Золотой Горке сровняли с землей
© Sputnik / Сергей Пушкин
Когда строили проспект Независимости и здание "Вечернего Минска", кладбище на Золотой Горке сровняли с землей

"Как мне рассказывал один человек, который жил в этом районе, когда строили дома в 50-60 годах, кости и черепа просто валялись на улице", – говорит Алексей Друпов.

От кладбища осталось несколько могил, которые находятся возле костела Святого Роха. Из сохранившихся кладбищ самым старым в Минске считается Кальварийское.

В целом, рассказывают этнографы, в городе хоронили с большим размахом, чем на селе. Во-первых, у людей было больше денег. Во-вторых, тут работали мастера по обработке камня.

От кладбища на Золотой Горке осталось несколько могил, которые находятся возле костела Святого Роха
От кладбища на Золотой Горке осталось несколько могил, которые находятся возле костела Святого Роха

"На деревенском кладбище могли поставить камень, которому скололи одну сторону. На ней могли нарисовать крест или просто написать SP или ВП в зависимости от конфессии ("здесь покоится" или "вечная память"). Могли только дату поставить. В городе если писали, то писали все", – говорит этнограф.

Обычно текст был такой: "Здесь покоится или вечная память, допустим, Анастасия Володько. Жила 27 лет. Умерла 4 дня февраля 1880 года". Довольно интересно, что дату рождения раньше не ставили.

В городе на могилах уже присутствовали скульптуры – чаще ангел или скорбящая Мария. Иногда ставили вазы или обелиски из камня.

В Беларуси самые старые городские кладбища находятся в Гродно и Могилеве. Гродненское кладбище – ровесник кладбища "Росы" в Вильне, а в Могилеве пару лет назад нашли надгробие конца XVI века с гербом Воловичей.

Как в Беларуси проводили поминки, сколько водки пили во время трапезы и почему из-за стола всегда первым вставал самый старый, - продолжение темы читайте на Sputnik.

Теги:
традиции и обряды, кладбище, Беларусь


Главные темы

Орбита Sputnik