За поминальным столом первую рюмку пускали по кругу – из нее должен был отпить каждый. Много пить на поминках было не принято – три рюмки не чокаясь. Сейчас подобную традицию далеко не всегда соблюдают. Sputnik выяснил, как было принято хоронить, теперь поговорим о том, как поминали усопшего.
Мыли руки после кладбища
Поминки – не менее важный ритуал, чем сами похороны. Люди верили, что таким образом они прощаются с покойным и провожают его душу на тот свет.
Когда из дома выносили гроб, там оставались женщины, которые обязательно подметали и мыли пол, а весь мусор сжигался – чтобы смерть не вернулась сюда.
"Со смертью человека границы между "этим" и "тем" миром временно стирались, что могло угрожать окружающим. Уборка имела сакральное значение. Иногда пол посыпали рожью, "каб застаўшыеся ў хаце жывымі былі", – рассказывает Алексей Абрамчук, заведующий научно-фондовым отделом Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта.
После кладбища все обязательно мыли руки и вытирали их ручником. Была распространена традиция трижды дотрагиваться до печи. Так тоже пытались отогнать смерть. Во время этого ритуала могли приговаривать: "Мрыця ўсі і мухі, і крысы ў хаці, і клапы, і што там плахоя вялося. Як ета печ нема ў хаце стаіць, каб так пазанямелі і мухі, і клапы, і крысы!" Тем самым старались перевести смерть на вредителей.
В каждом регионе поминальная трапеза называлась по-разному: "памінальны абед", "хаўтурны абед", "хаўтуры", "жалобны стол" и т.д. Иногда название ей давали по основным поминальным блюдам.
"Например, она могла называться "клецки". Даже было такое, что про человека, которому предсказывали скорую смерть, могли сказать: "Ну все, клецки ему". В том смысле, что скоро по нему будут поминки", – продолжает этнограф.
Поминальную трапезу также могли называть "горячки" от названия горячего пшеничного хлеба. В некоторых местах это блюдо было обязательным на поминках. Такой хлеб всегда подавали горячим и разламывали руками, чтобы шел пар. Считалось, что паром питается душа покойного.
Вставали из-за стола по старшинству
На поминальный обед приглашали священника, который проводил литию и благословлял еду. Если его не было, все молились за упокой души умершего, после чего садились за стол.
"Были определенные правила рассадки за столом. В красный угол под иконами обычно садили священника или тех, кто помогал в похоронах: делал гроб, копал могилу", – говорит Алексей Абрамчук.
Главным блюдом на поминальном столе была кутья или канун. С них начиналась трапеза. Священник или хозяин дома пробовал первую ложку, а затем к ним присоединялись гости. Кутья в христианстве символизировала воскрешение мертвых. Она представляла собой сладкую кашу. Канун – подслащенная вода, в которую крошился хлеб, сушки, печенье или другая выпечка.
После кутьи или кануна каждый участник поминок выпивал рюмку водки.
"Раньше пили из одной рюмки, которую передавали по кругу. Это в какой-то степени объединяло коллектив. Во многих регионах существовало и до сих пор существует правило, согласно которому на поминках нужно выпить три рюмки водки. Представители старшего поколения в наше время часто возмущаются, когда это правило не соблюдается и люди "не знают меры", – рассказывает этнограф.
Для покойного на столе ставили пустую тарелку и рюмку. По мере трапезы они заполнялись. С годами обычай немного видоизменился. Сейчас нам больше знакома рюмка водки с ломтиком хлеба.
Когда умирал ребенок, на поминальный стол кое-где пекли специальное блюдо. Например, на Могилевщине оно готовилось из теста в виде птички и называлось "жаўрункі".
В конце трапезы из-за стола вставал самый старший человек или же все вместе. Люди верили: кто первым покинет стол, по тому и будут проводить следующие поминки.
Вешали на окно ручник
Считалось, что после смерти человека душа остается на земле 40 дней. Поэтому на подоконник на этот срок ставили стакан воды, а на окно вешали ручник, чтобы душа не заблудилась и видела свой дом. Ручник на окне был символом траура.
Люди верили, что душа все эти 40 дней путешествует. Первые три дня находится в доме, потом выходит во двор. До девяти дней путешествует по деревне, а затем отправляется в долгое путешествие по местам, где был человек при жизни.
Поэтому и проводили поминки на 3-й, 9-й и 40-й день. На 40 дней обязательно служили панихиду по покойному в церкви. У католиков поминовение умерших проходит обычно на 7-й и 30-й дни после смерти.
Также кое-где была традиция на следующее утро после похорон идти на кладбище "будить" покойного. Ему несли "завтрак" – еду и водку, который оставляли на могиле.
Завершали все годовыми поминками, после которых покойника почитали уже вместе со всеми остальными предками на Деды, Радоницу и в другие дни народного календаря согласно традициям конкретной местности.