Один из самых старых некрополей Минска Военное кладбище в 2019 году ожидает реставрация. Спецкомбинат благоустроит позабытые захоронения, но родственникам и близким погребенных здесь людей дали два года на то, чтобы благоустроить захоронения самостоятельно. На оградках неухоженных могил поместили объявления: если о захоронении не позаботились, этим займется спецкомбинат.
Что будет со старинными захоронениями?
Военное кладбище наряду с Кальварийским — один из самых древних минских некрополей. Здесь захоронены белорусские писатели, деятели науки, герои войны. Большинство этих могил заброшенными не выглядят.
Однако есть и совсем старые захоронения, которые появились здесь еще в XIX веке. С тех пор многие ограды покосились, покрылись ржавчиной, а на некоторых табличках почти невозможно прочесть имена. Но и они, пусть не такие известные, представляют собой историческую ценность.
"Пусть Министерство культуры приезжает и определяет, какие им нужны ограды — те мы и оставим. Там есть кованые чугунные ограды, они, вероятно, представляют ценность, но мы не можем сами этого определить", — пояснил заместитель директора КУП "Спецкомбинат КБО" Сергей Тур.
В Минкульте пояснили, что изучить захоронения должен архитектор, который имеет свидетельство министерства. Он должен провести научно-исследовательскую работу, описать могилы и внести предложения. Найти такого эксперта, на взгляд министерства, должен заказчик.
"Заказчик, в данном случае, Спецкомбинат, приглашает на работу исполнителя. Министерство контролирует работы", — пояснили в Минкульте.
В ведомстве также отметили, что все работы в центре города должны выполняться после согласования с ними.
И пока не будет согласованного проекта, на кладбище не будет проводиться никаких работ, пояснил Тур.
Два года на наведение порядка
После того как сотрудники комбината вывесили таблички с просьбой благоустроить захоронение, на более чем ста могилах люди поменяли памятники, захоронения обнесли новыми оградами.
"Планируется замена теплосетей, замена заборов, установка скамеек. Сотрудники комбината разобьют дорожки, на неизвестных захоронениях поставят однотипные знаки. Если сохранились фамилии и имена, укажут их, если нет, сделают просто подголовник", — пояснил замдиректора Спецкомбината.
Экскурсовод: новое может быть похоже на старое, но дух не тот
"Суть любой архитектуры, исторической постройки, даже дикорастущего леса в том, чтобы сохранять его. Если привести к шаблону, чем объект будет отличаться от новодела? Можно разрушить старый замок и построить на его месте новый, и примеры такой реставрации есть. Новый будет похож на старый, но дух объекта будет уже не тот", — считает экскурсовод Евгений Апанасевич, который водит экскурсии и на Военное кладбище.
Желающих посетить его немного, не все готовы воспринимать кладбище как экскурсионный объект. Но о том, что Военное кладбище представляет историческую ценность, известно, пожалуй, каждому минчанину, и не только потому, что здесь захоронены прославленные белорусы.
"Давайте представим, что Коласа похоронили на кладбище за городом. Тогда ценность будет представлять памятник поэту и его захоронение. А в случае с Военным ценность имеет само кладбище", — пояснил Апанасевич.
Он не отрицает: окультуривать кладбище необходимо, и приводит в пример Лычаковское кладбище во Львове.
"Сказать, что Лычаковское кладбище в идеальном состоянии, сложно, но мусор убирают, раскидистые деревья подрезают. Сохраняется дух места, и в то же время там ухоженно", — уверен экскурсовод.
Он считает, что для решения проблемы Военного кладбища стоило бы провести круглый стол с экспертами, но признает: историки, ратующие за сохранность объекта, не всегда готовы принимать финансовые реалии, в условиях которых существует Спецкомбинат.
"С одной стороны — сотрудники комбината, которые работают в рамках законодательства и с определенным бюджетом. С другой — общественность, которая хочет сохранить исторический облик кладбища", — рассказал Апанасевич.