МИНСК, 17 фев – Sputnik. Верховный суд Беларуси начал разбирательство по уголовному делу в отношении топ-менеджеров ОАО "Белгазпромбанк", передает корреспондент Sputnik из зала суда Московского района Минска.
Основным обвиняемым проходит экс-глава банка Виктор Бабарико. Сообщается, что материалы дела составляют более 100 томов.
Правоохранительными органами предприняты определенные меры безопасности, как пояснили в суде, – для поддержания правопорядка. Кроме этого, судом предприняты необходимые санитарные меры, связанные с пандемией коронавируса: в зале суда всех рассаживают с соблюдением социальной дистанции.
Все фигуранты громкого уголовного дела, за исключением Виктора Бабарико, признали вину, многие заключили сделку со следствием.
Кроме Бабарико, обвиняемыми проходят еще семь человек. Это топ-менеджеры Белгазпромбанка Кирилл Бадей, Сергей Шабан, Дмитрий Кузьмич, Александр Ильясюк, Сергей Добролет (руководитель ООО "Приватлизинг") – они обвиняются в получении взяток и Виктор Кобяк – директор "Активлизинга", который обвиняется в даче взяток. Эти обвиняемые заключили досудебное соглашение со следствием.
Единственный, кто не под стражей, – Алексей Задойко, пенсионер, неработающий, он был задержан 1 июня и находился под стражей по 1 июля, с тех пор находится под домашним арестом.
Виктор Бабарико находится в дальней клетке, он, как и все остальные обвиняемые, в маске. Первоначально на нем была черная шапочка, но конвой сказал снять ее. Экс-банкир, на первый взгляд, не выглядит изменившимся.
Бабарико защищают три адвоката, они в зал суда пришли позже остальных защитников. Перед залом суда адвокат Дмитрий Лаевский дал комментарий для прессы, в котором заявил о том, что его доверитель Виктор Бабрико свою вину не признает, и на этом будет строиться стратегия защиты.
"Обращаем внимание, что до сих пор властями много информации об этом процессе подавалось недостоверно, не соответствующей действительности. Мы надеемся, что этот процесс позволит всем, кто наблюдает за ним, убедиться в том, что реально доказательств вины нет, состава преступления нет, обвинения нет, обвинения юридически беспочвенны, и увидеть истинные мотивы этого уголовного преследования", – сказал Лаевский.
В зале суда присутствуют многочисленные журналисты и несколько десятков слушателей, среди которых близкие и знакомые обвиняемых. Также пришли послы ряда стран Евросоюза. Виктор Бабарико был не против, чтобы на суде велась видео- и фотосъемка, но другие участники процесса были не согласны, и суд принял решение запретить ее.
На суд также пришел политолог Юрий Воскресенский, который какое-то время делил с одним из обвиняемых камеру в СИЗО КГБ. Он дал комментарий журналистам:
"Я всегда очень корректно отзываюсь о Викторе Дмитриевиче. Но тут невооруженным глазом видно, что человек считает себя мессией. Что касается уголовного дела, я не знаю, о чем можно говорить и как доказывать свою невиновность, если вся твоя команда пошла на сотрудничество со следствием, рассказала обо всех фактах преступной деятельности, заключила досудебные соглашения".
Ходатайство о замене судьи
После того как судья выяснил личности обвиняемых, он задал им вопросы о том, понятны ли им права и обязанности. Все обвиняемые заявили, что понятны. Кроме этого, все обвиняемые, в том числе и Бабарико, заявили, что все согласны на защиту адвокатов и у всех было достаточно времени, чтобы пообщаться с защитниками.
Адвокат Бабарико заявил отвод суду. По словам Лаевского, у него информация о том, что супруга судьи Игоря Любовицкого является адвокатом и работает в бюро, которое защищает одного из обвиняемых. Бабарико поддержал ходатайство своего адвоката о замене судьи.
Ряд адвокатов заявили суду, что для них информация, озвученная адвокатом Лаевским, является "неожиданностью", и отметили, что вопрос о данном ходатайстве следует отдать на усмотрение суда. Суд удалился в совещательную комнату. Следует отметить, что на этом процессе есть запасной судья и запасной народный заседатель.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда отказала в удовлетворении отвода судьи Любовицкого. Для принятия решения потребовалось около получаса.
Выйдя из совещательной комнаты, суд сообщил, что коллегия заседала с участием народных заседателей, прокуроров, адвокатов, и отказал в отводе судьи Любовицкого.
Бабарико оставили под стражей
Адвокат Бабарико Светлана Мацкевич заявила в суде ходатайство о том, чтобы на процесс были допущены независимые СМИ. Суд заявил, что гласность процесса обеспечена.
И только третьим было ходатайство защитников Бабарико об изменении ему меры пресечения.
Данное ходатайство озвучил адвокат Евгений Пыльченко, он попросил суд отпустить Бабарико под домашний арест. По его словам, Бабарико находится под стражей 8 месяцев и в случае изменения ему меры пресечения не будет делать попыток скрыться, препятствовать судебному процессу. Адвокат отметил, что под домашним арестом экс-банкир получит возможность полноценно общаться с адвокатами, в СИЗО КГБ ее нет.
Адвокаты обвиняемых выразили общую позицию и поддержали ходатайство об изменении меры пресечения Бабарико, сам обвиняемый его также поддержал. Прокуроры были против того, чтобы суд отпустил экс-банкира под домашний арест, мотивировав свою позицию тем, что его обвиняют по статье за преступление, представляющее повышенную общественную опасность. Часть обвиняемых сказала, что не возражает, часть ответила: на усмотрение суда. Суд удалился в совещательную комнату.
Суд не изменил Бабарико меру пресечения и оставил его под стражей. Объявлен перерыв на полтора часа.
Адвокаты просят снять арест с имущества
Сразу после полуторачасового перерыва в суде адвокат Бабарико Лаевский заявил в суде ходатайство о снятии ареста с имущества дочери его доверителя. Постановление на наложение ареста на квартиру и гараж дочери Бабарико выписал следователь КГБ. По словам защитника, данное имущество приобретено на законных основаниях.
Бабарико в свою очередь завил, что "полностью поддерживает ходатайство о снятии ареста", а также считает наложение ареста на квартиру и гараж дочери "давлением на него" со стороны следствия КГБ. Прокурор заявил, что нет оснований снимать арест. Суд удалился в совещательную комнату для принятия решения.
Посовещавшись в совещательной комнате около 20 минут, суд отказал в удовлетворении ходатайства о снятии ареста с имущества дочери. Адвокат Лаевский сразу же начал заявлять новое ходатайство о снятие ареста с имущества сына Бабарико Эдуарда.
Судебная коллегия Верховного суда пришла к заключению отказать в ходатайстве о снятии ареста на несколько квартир и земельных участков, гаража и еще одного помещения, которые записаны на сына Бабарико. Это было пятое ходатайство защиты.
Три дня для генпрокуратуры
В суде было заявлено еще одно, шестое ходатайство адвокатов Бабарико. Защитник Пыльченко попросил суд дать возможность более детально ознакомиться с материалами дела и позволить фотографировать их. Свое ходатайство он мотивировал тем, что в деле 122 тома и много экономических документов, в том числе на иностранных языках. Он напомнил суду о состязательности процесса и равных условиях для прокуроров и адвокатов.
На что прокурор Сергей Гиргель заявил, что данное дело в генпрокуратуре было только три дня, а адвокаты и обвиняемые с ним знакомились более месяца, и попросил суд отказать в удовлетворении ходатайства. Суд, совещаясь на месте, отказал. Также было отказано в седьмом ходатайстве – о привлечении еще двух лиц в качестве свидетелей.
Еще одно ходатайство адвокатов Бабарико – приобщить жалобы адвокатов на публикации в СМИ, которые касались этого дела. Кроме этого, адвокат заявила, что кадры из зала суда, как в клетку вводят обвиняемых в наручниках, формируют негативное отношение в обществе. Суд удовлетворил ходатайство частично.
Ходатайств у других обвиняемых и их адвокатов не было.
Заявил два ходатайства сам Бабарико
Первое ходатайство Бабарико состоит в том, чтобы предоставлять один день в неделю для обсуждения с адвокатами планирования судебного процесса. По словам Бабарико, у него и адвокатов из-за коронавируса и других обстоятельств не было полноценного общения. Адвокат Лаевский поддержал своего доверителя и заявил, что они были лишены конфиденциального общения в СИЗО КГБ на стадии предварительного расследования.
Еще одно ходатайство Бабарико – разрешить жестикулировать в суде. "Я человек эмоциональный, я жестикулирую, а конвой мне делает замечания", – сказал обвиняемый. Судья разрешил ему жестикулировать во время ответов при допросах в суде, а в остальное время – подчиняться требованиям конвоя.
Прокурор начал оглашать обвинение Бабарико
Как следует из обвинения, Бабрико в период с 1 января 2004 года по июнь 2020-го создал устойчивую группу из ряда сотрудников банка и руководил ей с целью получения материальных ценностей, выразившихся в денежных вознаграждениях – взятках.
"Материальные ценности передавались исключительно в связи с занимаемым должностным положением за выполнение в интересах дающего взятку и представляемых им лиц определенных действий, а также благоприятное решение вопросов, входящих в служебную компетенцию", – заявил прокурор.
Прокурор огласил только начальную часть обвинения: он читал его около 20 минут, а после судья объявил перерыв до 11:00 четверга. Обвинение Бабарико написано на 340 страницах. Прокурор пока не дошел до той части, где называются суммы взяток. Ранее сообщалось, со ссылкой на следствие КГБ, что в материалах дела фигурируют взятки в размере 2,5 миллиона долларов.
Дело Белгазпромбанка
Финансовая милиция КГК пришла с обысками в Белгазпромбанк, который ранее возглавлял Бабарико, 11 июня.
Было возбуждено уголовное дело за финансовые махинации: уклонение от уплаты налогов и "отмывание" денег, полученных преступным путем. Через несколько дней был задержан Бабарико, его сын и еще ряд подозреваемых.
Уголовное дело Бабарико и других обвиняемых расследовал КГБ, экс-банкиру было предъявлено обвинение в получении взяток в особо крупном размере организованной группой лиц, а также в легализации доходов, полученных преступным путем в особо крупном размере.
Ранее происходящее в Белгазпромбанке прокомментировали основные акционеры – Газпром и Газпромбанк. В совместном релизе компании заявили о противозаконном назначении временной администрации и о нарушении властями Беларуси как белорусского законодательства, так и договоров ЕАЭС.