Из почти 30 лет стажа более 20 лет врач-стоматолог Инесса Анатольевна Гарбацевич проработала в государственной медицине. Последние семь лет – в частной клинике.
Отношения с пациентами, по ее словам, в последние годы существенно изменились, стали эмоционально сложнее. Но новые Правила медицинской этики и деонтологии, принятые несколько месяцев назад, вряд ли смогут, по ее ощущениям, снять обострившуюся проблему.
И да, спрятаться от конфликтных ситуаций в частной клинике не получается. Так же, как и почувствовать себя более защищенной. Об этой незащищенности, а также о главных этических проблемах белорусской системы здравоохранения, в том числе о том, насколько это правильно — брать подарки у пациентов, Sputnik и поговорил с Инессой Анатольевной.
Нетерпимость
На просьбу назвать главную этическую проблему, которую, по ее мнению, приходится решать белорусским врачам, Иннеса Анатольевна предположила, что все-таки это "некорректность в человеческих отношениях".
"Потому что даже очень сложных ситуаций, которые ведут, в том числе, к возможным ошибкам, можно было бы избежать, если бы в процессе работы было доброжелательное отношение с двух сторон", — считает она.
Раньше такого количества конфликтных ситуаций не было. Но его не было и в обществе. По мнению врача, в воздухе стало больше агрессии. А уже где она проявится: в общественном транспорте, магазине или поликлинике — это дело случая.
"Раньше как-то терпимее были. С двух сторон. Может быть, это образ и ритм жизни так влияют, держат людей в таком, как пружинка, сжатом состоянии. И вот какое-то обстоятельство – доктор или в магазине – и эта пружина выстреливает. И уже о терпимости не идет речь", — признается Инесса Анатольевна.
Причем пациенты частных медцентров, по ее наблюдениям, бывают гораздо более требовательны и нетерпимы, чем отвоевавшие талон и отсидевшие в очередях посетители государственных поликлиник.
"В госструктурах больше на эмоциях. Там все вопросы решаются очень эмоционально. Но это все быстро гасится, потому что дальше разговоров часто дело не идет. А когда платят деньги, и зачастую немалые деньги, а ожидаемого результата не получается, вот тут претензии становятся более ощутимыми, и включается юридическая цепочка, которая доктора не защищает", — объясняет собеседница Sputnik.
В ее практике такие конфликты с пациентами никогда не доходили до разбора на специально созванных комиссиях, ей удавалось разобраться и уладить недопонимание на месте. Но в качестве члена такой комиссии неоднократно наблюдала, как они разрешаются. По ее словам, практически всегда не в пользу врача. При этом с фактами абсолютной халатности врача она на тех заседаниях комиссий ни разу не сталкивалась.
Камеры видеонаблюдения как защита
Сегодня в случае возникновения конфликтной ситуации с пациентом доктора не защищены, говорит Инесса Анатольевна.
"У нас же ведь медицина приравнивается к сфере обслуживания. И если случаются определенные ситуации, собирается комиссия по правам потребителей. А потребитель у нас всегда прав. Более того, на всех стоматологических встречах, курсах, где этот вопрос обсуждается, нам все время говорят: ни одного дела в пользу докторов или медучреждений никогда не было выиграно", — рассказывает она.
На возражение Sputnik, что с точки зрения пациента и тех случаев, которые попадают в прессу, создается обратное ощущение – что существующая корпоративная солидарность не дает докторов в обиду — Инесса Анатольевна отвечает, что это не так.
"Может быть, на месте и могут попытаться "затихарить". Но если делу дан ход, то любая конфликтная ситуация – это доктору выговор, депремирование и так далее. Возможно, там и было некорректное отношение доктора к пациенту, но это другой вопрос: а кто это видел или слышал? Поэтому я за видеокамеры и аудиозапись. Это дало бы защищенность доктору", — рассуждает собеседница Sputnik.
Да, с одной стороны, считается, что подсматривать и подслушивать неэтично, соглашается доктор. Но этот шаг обезопасил бы обе стороны – и доктора, и пациента – от несправедливых упреков в некорректном поведении.
"Доктор, это вам"
Камеры в кабинетах врачей сняли бы и еще одну важную этическую проблему, о которой промолчали составители Правил медицинской этики и деонтологии – проблему благодарности пациентов врачу.
"Благодарность или взятка? Это очень тонкий момент. Ну как это проговорить в правилах…" — рассуждает собеседница Sputnik.
Она вспоминает абсурдные проверки, которые устраивали в кабинетах врачей, когда она еще работала в государственной структуре – искали шоколадки. При этом она не считает чем-то предосудительным взять шоколадку у пациента, который благодарен за помощь. Любопытно, что таким образом ее иногда благодарят и в частной клинике.
"Были пациенты, которые, да, могли принести шоколадку. И становится неловко — вроде человек оплачивает работу, но это порыв души, его благодарность. И спасибо ему огромное. Да, такие ситуации бывают", — рассказывает Инесса Анатольевна.
При этом грань между благодарностью и взяткой – в расчете получить какую-то особую помощь – есть, настаивает доктор, и ее очень важно чувствовать. Но побороть эту систему подношений, пока существует проблема недоступности того или иного вида медпомощи, будет сложно.
"Сейчас в госсистеме не всегда есть доступность к доктору. И зачастую пациент либо благодарен за то, что он попал, либо пытается получить эту услугу. Да, платная медицина дала альтернативу и выбор. Может быть, стоило бы активнее развивать страховую медицину. Я, к примеру, покупаю себе страховку. И вот здесь мне не надо думать, сколько, кому и как. При том, что у меня много знакомых медиков. Но мне так комфортнее", — объясняет собеседница Sputnik.
Милосердие и профессионализм
На просьбу сформулировать собственный этический кодекс врача, Инесса Анатольевна перечисляет: милосердие, добросердечность, профессиональность и любовь к своей специальности.
"Из-за нелюбви к профессии и случается много конфликтных ситуаций. Когда человек не любит или устал от работы, выгорел, он не может хорошо сделать свое дело. И пациент это чувствует. Даже если он пришел с хорошим настроением", — объясняет свою точку зрения собеседница Sputnik.
Но и сопереживание пациенту крайне важно, настаивает Инесса Анатольевна. Можно, конечно, слепо следовать медицинским протоколам, но по-человечески правильнее искать свое решение для каждого конкретного пациента.
"Если следовать только протоколам, то в стоматологии часто человек может остаться без зубов, а если я подойду с эмпатией, то мы протянем еще лет 10-15, а может, и больше с тем, что есть у человека, подлечив что-то. Хотя по выкладке медицинской – удалить. Ну как без милосердия подходить к человеку?!" – говорит доктор.