06:45 24 Июля 2019
Прямой эфир
  • USD2.02
  • EUR2.26
  • 100 RUB3.20
Абитуриенты идут на ЦТ

"Обращений абитуриентов меньше". Директор РИКЗ ответил на критику оценки ЦТ

© Sputnik / Виктор Толочко
Образование
Получить короткую ссылку
Абитуриент — 2019 (147)
523646

По словам руководителя РИКЗ, обращений от самих абитуриентов немного, а "нагнетают" обстановку репетиторы.

Новая система подсчета баллов на централизованном тестировании (ЦТ) была внедрена в этом году. Предполагалось, что методика направлена на борьбу с "занижением" результатов у абитуриентов. Впрочем, система вызвала много вопросов как у абитуриентов, так и у  педагогов – в том числе и вузовских. Директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк во вторник ответил на самые частые претензии.

Почему "разбежка" между баллами?

Миксюк ответил на частые вопросы абитуриентов, связанные с дискретностью баллов, – то есть о "разбежке" между возможными тестовыми баллами.

"Мы имеем ограниченное количество заданий, в силу того, что физически не можем нагрузить абитуриентов большим количеством заданий", – отметил Миксюк.

Как добавил глава РИКЗ, при любом рассмотрении, "будь то процентная шкала или какая другая, всегда определенному количеству первичных баллов будет соответствовать такое же количество тестовых баллов".

"Этот вопрос не должен обсуждаться, что это сделано специально, что какие-то баллы не даются или отбираются. Баллы начисляются за первичные баллы. Есть методика, она прописана достаточно подробно. Мы даже не пытаемся ничего приукрасить, не вводить коэффициенты. Методика работает четко. Закрыта от внешнего вмешательства. Что получается, то мы и выдаем", – подчеркнул он.

Никого не недооценивают

"У отдельных абитуриентов есть такое мнение, что эта методика недооценивает отдельных абитуриентов", – отметил Миксюк и добавил, что некоторые полагают, будто бы получили больше.

Отметил директор РИКЗ и то, что многие забывают: старая методика была процентной, то есть определяла ранг конкретного абитуриента. Из-за этого результат на ЦТ менялся в зависимости от того, были задания сложными или нет.

"Сравнение некорректно", – подчеркнул он.

Методика не отнимает баллы, утверждает Миксюк, а начисляет, "в том числе даже принудительно". "Тот абитуриент, который получил больше первичных баллов, обязательно получит и больше тестовых баллов", – пояснил он.

Чем сложнее задания, отметил он, тем выше будет и их стоимость. "Если мы много задач выберем для более точного определения совсем слабых абитуриентов, то потеряем возможность более точно определять знания подготовленных абитуриентов. Дадим больше заданий – можем, опять же, получить незначительно более успешный результат по количеству выполненных заданий. Но тестовый результат не изменится", – добавил он.

Как подчеркнул директор РИКЗ, в этом и заключается достоинство новой методики – она оценивает конкретные знания.

"Поэтому в баллах тестовых эти определенные знания и зафиксированы. Вне зависимости от того, легче тест или сложнее, какое количество абитуриентов решило, тестовый результат получается одинаковый", – добавил он, поясняя, почему при разном количестве первичных баллов на РТ и ЦТ получался одинаковый тестовый.

Жалоб меньше

"В этом году обращений абитуриентов по тому, что они недовольны тестовым баллом, очень мало по сравнению с прошлыми годами. Многие из них участвовали в репетиционном тестировании, знают свои знания и имеют школьные оценки", – отметил Миксюк.

Система, используемая в Беларуси, является мировой, ею РИКЗ и руководствуется.

"Если рассмотреть нормальный вариант, когда абитуриент пытается решить все легкие задания и потом решает более сложные… чем больше сложных заданий решает, тем больше баллов набирает", – отметил директор РИКЗ.

Пояснил Миксюк и то, что шкала нормального распределения на начальном и конечном этапе является несколько нелинейной. "Можно это трактовать с точки зрения спорта. Последние метры – самые дорогие, и тот, кто приходит, получает многие бонусы", – добавил он.

При этом руководитель РИКЗ отметил, что нельзя сетовать на получение ничего не знающими абитуриентами баллов 20 и 30.

"Какие там знания? 30 – это тройки, 40 – четверки. Если мы обратимся к школьным учителям, они расскажут, что должен знать на таком уровне школьник… Нет зависимости, что на 10 баллов надо знать в два раза больше, чем на пять. Он должен значительно знать больше", – пояснил он.

Во всем виноваты репетиторы

Как заявил Миксюк, "нагнетают" вокруг системы оценки ЦТ во многом репетиторы.

"Их критика неконструктивна, она агрессивна и направлена на то, чтобы дискредитировать и новую методику, как-то противопоставить хорошо подготовленных абитуриентов неподготовленным. Ведется поиск, с их точки зрения, фактов, которые подтверждают негатив. Начиная даже с того, что самые простые вещи называют абсурдом: дискретность, высокие баллы за малое количество первичных… Можно сделать, что и за немалое количество, но оценка не изменится", – уверен глава РИКЗ.

В качестве примера собеседник привел эксперимент репетитора Сергея Ольшевского, который "наугад" решил пройти тестирование по нескольким предметам и уже получил не совсем плохие баллы.

"Это никакой критики не выдерживает. Какие-то факты просто умалчиваются, о чем-то не говорится. Если говорить о той большой информации, которая вбрасывается в интернет, по абитуриенту и репетитору Сергею Ольшевскому, который входит в когорту репетиторов, ведущих активную агрессивную критику методики", – заявил Миксюк.

Как утверждает Миксюк, на тестировании по русскому Ольшевский заполнял бланк "елочкой", однако у него было выполнено и четыре задания в части "Б".

"Мы не можем сказать, что человек с высшим образованием такой безграмотный. Часть "Б" не угадаешь, там надо слово написать. Таким вот образом набираются баллы, которые называются 25 тестовыми баллами. Если часть "Б" убрать, то у него девять первичных баллов – они соответствуют девяти тестовым баллам. Человек тогда не проходит даже порог", – утверждает глава РИКЗ.

С математикой, по словам Миксюка, ситуация несколько иная: она тоже заполнена "елочкой", однако если ее "перевернуть" – будет ноль баллов.

"Вопрос: насколько честным и корректным был этот выбор? Человека, который знает математику", – обратил внимание он.

Объяснил Миксюк и то, почему считает, что репетиторы "нагнетают" атмосферу вокруг ЦТ специально.

"Объективность оценки не заставляет, не приводит абитуриента или его родителя в шок, не лишает веры в возможности самостоятельной подготовки, не бросает в объятия к репетитору. Конечно же, человек со средними знаниями понимает, какие знания имеет, и он сам решает, спокойно и объективно, есть ли у него возможность", – утверждает он.

Также, по словам директора РИКЗ, есть момент массовой подготовки абитуриентов. "Работая в варианте "игра против всех", можно было, учитывая, что другие слабо оцениваются, достигать более легких результатов в массовой подготовке", – сказал он.

Темы:
Абитуриент — 2019 (147)
Теги:
Централизованное тестирование, РИКЗ Беларуси, Беларусь

Главные темы

Орбита Sputnik