МИНСК, 4 авг – Sputnik. Беларусь потеряла полтора миллиарда рублей на фоне нефтяного конфликта с Россией, заявил во вторник в ходе послания парламенту и народу президент Александр Лукашенко.
Поставки нефти в Беларусь были фактически приостановлены в начале этого года из-за отсутствия договоренностей по ценам на энергоносители. Позже Минск и Москва достигли соглашения по объемам поставок и стоимости топлива.
Выступая сегодня в парламенте, Лукашенко заявил о том, что бюджет выделил на поддержку в пандемию коронавируса 500 миллионов рублей.
"И это в этих условиях, когда мы от нефтяных разборок с Россией, бюджет недополучил 1,5 миллиарда рублей", – высказался он.
По словам Лукашенко, сегодня стране "не до жиру". Он призывает работать дальше с четким пониманием перспектив. Президент уверен, что после пандемии появилась возможность занимать новые экспортные ниши.
Кроме того, Беларуси, уверен глава государства, нельзя допускать зависимости от "одной-двух стран", чтобы не допустить влияния кризисов на республику. Он выступает за диверсификацию как экспорта, так и поставок энергоресурсов.
"Другой альтернативы нет"
Минск не найдет аналогичного России по экономической эффективности поставщика энергоресурсов, заявления об изменении схемы поставок нефти и газа носят скорее политический, чем экономический характер, прокомментировал заявления президента заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
"Сейчас никто не мешает Беларуси покупать нефть в Норвегии или в США, но, как показала практика, закупка у США - это бредовая идея, так как они экспортируют легкие и сверхлегкие сорта нефти, а белорусские заводы заточены под среднюю нефть Urals, максимально эффективно они работают именно на ней, либо на аналогичной марке. Так что такая схема возможна, но она не оптимальна экономически. Поставки нефти не из России обречены из-за априори большей цены", - сказал Фролов.
По его словам, все остальные варианты закупок нефти будут дороже, так как будут упираться в необходимость строительства инфраструктуры, а также в физико-химические характеристики нефти. Он считает, что, учитывая обозначенные сроки - 2025 год, можно говорить, что это чисто политическое высказывание, экономического и стратегического смысла в нем нет.
Фролов также добавил, что настоящая проблема кроется в большом налоговом маневре, который осуществляется в России и из-за которого Минск теряет экономическое преимущество в переработке российской нефти.
"Фактически нет поставщиков, кроме России, которые могли бы объективно решить вставшую проблему. Нет поставщика, который мог бы предложить такие же условия, как Россия. Нужно договариваться с Россией, ведь мы понимаем, что проблема именно в ситуации с налоговым маневром", подчеркнул эксперт.
История вопроса
С начала года оба НПЗ в Беларуси работали с загрузкой в 50% из-за того, что с конца 2019 года Минск не мог договориться с традиционным поставщиком – Россией – о долгосрочных нефтяных контрактах из-за ценовых разногласий. С учетом этого белорусская сторона активно диверсифицирует поставки сырья на свои НПЗ, закупая его, в том числе, через трейдеров.
В марте Сергей Румас, который на тот момент занимал должность премьер-министра, заявил, что Минск будет получать российскую нефть фактически без выплаты премии поставщикам, поскольку достигнута договоренность о ее уменьшении на 7 долларов с тонны самими компаниями, а оставшиеся 4,7 доллара компенсирует правительство РФ через межбюджетные расчеты.
Позже в белорусском госконцерне "Белнефтехим" заявили, что республика начала заключать контракты на апрель с нефтяными компаниями из РФ, в том числе с "Роснефтью", на поставки сырья по цене 4 доллара за баррель. В белорусском концерне отмечали, что вопросы выплаты премий российским поставщикам нефти будут урегулированы межбюджетными расчетами. Посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев говорил, что "де-факто нефть будет поставляться без премии".
Читайте также:
- Мезенцев рассказал, когда Россия и Беларусь прекратят спорить об энергетике
- Каранкевич о цене на российский газ на будущий год: вопрос открыт
- Беларусь закупила у США еще 80 тысяч тонн нефти