На встрече с премьер-министром Сергеем Румасом президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что, по его данным, в "это непростое время" Россия продает природный газ в Европу по цене от 65 до 70 долларов за тысячу кубических метров.
"Это ж не дело, я уже не говорю про год 75-летия Победы, что Германии продают природный газ до 70 долларов, а не за 127 долларов, как для Беларуси", – сказал глава государства.
Корреспондент Sputnik Алексей Стефанов попросил российских экспертов энергетического рынка пояснить, почему Европа покупает российский газ по более выгодным ценам.
Разговоры про общую Победу – чистая прагматика
"Это цены на спотовых рынках. Они есть в разных странах, но самая ликвидная – голландская TTF. И он (Лукашенко – Sputnik) просто берет текущие котировки оттуда, а цены там сейчас действительно низкие, потому что была теплая зима, произошел спад потребления газа в Азии из-за коронавируса, что привело к перетоку поставок сжиженного природного газа с азиатских рынков в Европу", – пояснил эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Он рассказал, что в среднем российский газ в феврале продавался в Европу по 104,7 доллара за тыс. куб. м., в марте – по 97,4 доллара, в апреле – по 75,9 доллара. Но в апреле 2019 года российский газ в Европе стоил 176,1 доллара за тыс. куб. м.
"А на спотовых рынках – то, о чем, видимо, говорит президент Лукашенко, 13 мая цены на самом деле были ниже 70 долларов за тыс. куб.м - на ZTP (Бельгия) – 56 долларов, на TTF (Голландия) 58 долларов. В этом он (Лукашенко – Sputnik) прав. Другой вопрос, что все остальные годы цена для Беларуси была в два раза ниже, чем для Европы", – отметил российский эксперт.
Юшков напомнил, что вопрос ценообразования российского газа поднимался также представителями Армении на конференции Фонда им. А.М. Горчакова с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. "Для Армении фиксированная цена на газ – 150 долларов за тыс. куб. м. Они тоже начали говорить, что это дорого – в Европе в два раза дешевле. На что Лавров сказал: когда у вас цены были в два раза ниже, чем в Европе, вы воспринимали это как должное, а когда рыночная ситуация такова, начинаете возмущаться".
Эксперт полагает, что "Газпром" мог бы согласиться подписать с Беларусью и Арменией новые контракты, но именно долгосрочные, вписав в них прямую зависимость от спотовых площадок в Европе. При этом специалист отмечает: важна предсказуемость партнера, чтобы не было частых запросов на изменения условий поставок, если вдруг мировые цены вновь пойдут вверх.
"Для Германии традиционно самые низкие цены, поскольку у них с "Газпромом" самая большая интеграция. "Газпром" владеет долями в сбытовых компаниях Германии, а немцы – долями в добыче в России", – пояснил Игорь Юшков.
Цены на газ упадут сами
В свою очередь, руководитель энергетического департамента фонда "Институт энергетики и финансов" Алексей Громов полагает, что через пару месяцев цены на газ для Беларуси точно снизятся, так как долгосрочные контракты всегда в итоге реагируют на колебания на рынке.
"Действительно, спотовые цены на газ на европейских торговых площадках сегодня близки к тем цифрам, которые озвучил господин Лукашенко. Специфика долгосрочных контрактов заключается в том, что они имеют более сложную формулу ценообразования с привязкой к цене на нефть, но с лагом, то есть с временным отставанием от актуальной динамики цены на нефть в 6-9 месяцев. То есть российский газ, который поступает в Беларусь, существенно подешевеет, начиная со второго полугодия этого года, когда цены будут скорректированы", – уверен российский эксперт.
Альтернативные поставки газа не будут выгодны Минску, уверен эксперт.
"Можно купить газ на европейских торговых площадках, но тогда придется выплачивать неустойку "Газпрому", потому что "Газпром" поставляет газ на рынок Беларуси по условиям take-or-pay (бери или плати). То есть если Беларусь не выбирает газ по контракту, то она должна в любом случае оплатить те мощности, которые "Газпром" зарезервировал на поставку газа на территорию этой страны", – говорит Алексей Громов и предлагает просто потерпеть пару месяцев.
Что касается российского газа для Германии, эксперт, напротив, полагает, что разница с Беларусью в ценообразовании незначительная. "Я не могу сказать, что российский газ для Германии сегодня стоит так, как говорит белорусский президент. По моей информации, датируемой апрелем этого года, российский газ в Германию поступал по цене около 130 долларов за тыс. куб. м.".
"Другое дело, что часть газа в Европе "Газпром" реализует не по долгосрочным контрактам, а в рамках своих трейдинговых операций в привязке уже к спотовым ценам. И какая-то часть газа, кстати, очень незначительная в сравнении с общими объемами поставок по долгосрочным контрактам, может продаваться в той же Германии по ценам, близким к ценам европейских газовых хабов. Но подчеркиваю, эта цифра будет очень маленькая", – отметил Алексей Громов.
Бесплатного газа не будет
Уникальной, но временной нынешнюю ситуацию считает эксперт по энергетике Александр Собко. Недавно мы наблюдали и отрицательные цены на нефть, но это же не означает, что импортеры могут требовать долгосрочных поставок нефти с доплатой от производителей, говорит он.
"Действительно, сейчас цены на газ для европейского рынка оказываются ниже, чем цены на газ для Беларуси. Почему так получилось? В настоящее время в Европе, да и в Азии, биржевые цены на газ находятся на очень низком уровне, что связано с избытком предложения на фоне падения спроса из-за коронавируса. Это около 2 долларов за млн британских тепловых единиц, что соответствует примерно 70 долларам за тысячу кубометров. Возможно и дальнейшее снижение цены", – подтвердил он.
Но оговорился, что такие котировки не отражают полные затраты производителей, даже по операционным расходам часть из них работает уже в убыток. Кроме того, часть газа (около трети поставок) "Газпром" продает в Европу с нефтяной ценовой привязкой, цены там несколько выше биржевых.
"Если же говорить о "здоровых" ценах на газ и СПГ для Европы, то они должны находиться на уровне никак не меньше 175 долларов за тыс. куб. м., что заметно больше, чем цены для Беларуси. При этом цена для Беларуси фиксированная, то есть когда цены на газ в Европе вырастут, Минск будет получать газ по своей ни от чего не зависящей цене", – напоминает эксперт.
Эксперт рассказал, как изначально сформировалась эта цена. Значительную часть себестоимости газа составляют расходы на доставку. Еще в 2012 году цены на газ для Беларуси были установлены почти на уровне цен для газ для Смоленской области и рассчитывались по схожим с российскими ценами методиками. Но при этом транспортный тариф для поставок в Беларусь был зафиксирован в долларах. Когда рубль вследствие девальвации ослаб, это привело к тому, что цены на газ (в пересчете на доллары) для западных регионов России и Беларуси сильно разошлись.
"Сейчас, кстати, и российские потребители получают газ по ценам лишь незначительно ниже европейских. Таковы парадоксы ценообразования на коротких промежутках времени. На длинной дистанции все расставится по своим местам. Достаточно сказать, что в прошлом году средняя цена реализации российского газа в Европе составила 203 доллара за тыс. куб. м., но Беларусь в любом случае получала газ по своей цене в 127 долларов за тысячу кубометров", – отметил Александр Собко.