"Срочно! Куплю квартиру в вашем доме. Дорогие соседи, рассмотрю любые варианты!" – подобного рода объявлениями заклеены рекламные доски в подъездах и лифтах многоэтажек, особенно в центральной части города.
Можно подумать, что это кто-то отчаянно ищет квартиру в конкретном доме или на полюбившейся улице. Однако звонок по указанному телефону вас разочарует. За проникновенными строками скрываются предприимчивые работники агентств недвижимости. Идут они на такие ухищрения, чтобы увеличить базу продаваемого жилья.
А необходимость в этом возникает тогда, когда спрос опережает предложение. Что, собственно, мы наблюдали весь минувший год. Экономический обозреватель Sputnik Пелагея Белоусова рассуждает о том, почему растут цены на недвижимость.
Жилье подорожало на 7,2%
Мониторинг крупнейшего портала недвижимости показал рост цен на квартиры в Минске в 2018 году на 7,2%. Средняя цена предложения – 1,3 тысячи долларов за квадратный метр на вторичном рынке. Стоимость квадратного метра в отдельных новостройках достигает 1,6 тысячи.
Меньший, но все же рост цен на недвижимость произошел во всех областных центрах. Самая высокая нынче – в приграничном Бресте: более 700 долларов за квадрат жилплощади. И кривая цикла, похоже, еще не готова к развороту. Доходы населения, по статистике, увеличиваются, подталкивая рынок вверх. Кроме того, собственники минской недвижимости активно готовятся снять сливки с предстоящего международного мероприятия – летних Европейских игр. Тут растут цены на все: покупку, аренду жилья, помесячную и посуточную.
Дедолларизация по-нашему
Есть и еще один нюанс. Белорусы постепенно избавляются от доллара как традиционного средства сбережения, став активными продавцами валюты на финансовом рынке. На 1 января 2016 года (к этому времени стабилизировался курс белорусского рубля к корзине валют) на срочных вкладах жители страны хранили 2,614 млрд рублей и 7,69 млрд долларов. К 1 января 2019 года цифры изменились вот так: 4,01 млрд рублей и 6,097 млрд долларов. Это означает, что за три года суммарно рублевые депозиты увеличились в полтора раза, валютные – сократились на 20%. Но из банков ушло почти 1,5 млрд долларов и прибыло 1,4 млрд рублей, что является неадекватной компенсацией. Особенно, если учесть, что в 2016 году процентные ставки по рублевым депозитам достигали 25% годовых и часть прироста рублевой массы могла быть связана именно с этим.
Объяснить мотивы поведения вкладчиков несложно. Согласно банковской статистике, средняя процентная ставка по рублевым вкладам в декабре минувшего года составила 9,77% годовых, по безотзывным – 10,34%. При инфляции 5,6% за год. На валютных депозитах можно заработать чуть более процента. Однако при достаточно плавно ослабляющемся курсе рубля к доллару тут скорее можно фиксировать убытки, нежели прибыль.
Если глянуть статистику по кредитам, то тут тоже, как говорится, картина маслом – были граждане на начало 2016 года должны банкам 6,7 млрд рублей, на 1 января 2019 долги нарастили до 11,55 млрд, на 70%. Кредитный бум. Причем на 96% кредиты долгосрочные.
Куда пошли деньжищи, снятые со срочных вкладов и взятые в долг?
Часть материализовалась в валютные облигации, которые предлагал не только Минфин, но и частные компании, которые активно выпускали под 8-10% годовых (кстати, сейчас им запретили эмитировать ценные бумаги в валюте). Может, остальные деньги проедены? Отнюдь не очевидно. Поскольку в минувшем году доходы белорусов росли, опережая динамику производительности труда, а валюта по-прежнему уходила со счетов в банках – минус 600 миллионов за год.
Куда более правдоподобной выглядит версия инвестирования в рынок недвижимости, на который после некоторого перерыва вернулись свободные инвесторы. Так можно назвать тех граждан, которые покупают квартиры, преимущественно в Минске и областных центрах, не для собственного проживания, а целенаправленно для сдачи их внаем или последующей перепродажи. И пока будут расти доходы населения, тенденцию вряд ли удастся переломить.
Рост цен провоцирует и то обстоятельство, что в Минске практически не осталось свободных площадок под застройку, не обремененных сносом ветхих строений. Снос, без вариантов, удлиняет и удорожает цикл строительства.
Традиционные средства сбережения жителей нашей страны – это валюта и недвижимость. Если девальвация усиливается, то народ инвестирует в доллары. В периоды стабилизации переключается на недвижимость. Что мы сейчас и наблюдаем.
Читайте также:
- Ночевали под УКСом за $15 тысяч: о каких "серых схемах" говорил Лукашенко
- Лукашенко рассказал, сколько должно стоить жилье
- Акцент в строительстве нужно сделать на арендное жилье – Лукашенко