08:13 16 Сентября 2019
Прямой эфир
  • USD2.05
  • EUR2.28
  • 100 RUB3.19
Швейная машинка, архивное фото

Nike переехал, Lacoste осталась: какие бренды работают с белорусскими фабриками

© Pixabay
Экономика
Получить короткую ссылку
162760

Прежде Nike и Adidas отшивали свои коллекции на бобруйской "Славянке", а когда стоимость часа труда здесь возросла до пяти долларов, перевели производство во Вьетнам.

МИНСК, 26 фев — Sputnik. Для мировых брендов Беларусь стала промежуточной остановкой на пути поиска дешевой рабочей силы. Сперва бренды отшивали свои коллекции в Болгарии, Польше, затем, столкнувшись с повышением стоимости оплаты труда, перешли в Беларусь. Когда и белорусские фабрики затребовали больше денег, отправились во Вьетнам — еще десять лет назад стоимость часа труда на белорусской "Славянке" приближалась к пяти долларам, а у восточных конкурентов едва достигала семидесяти центов.

Беларусь для Nike не по карману

Предприятия огромных мощностей, рассчитанные на пошив крупных партий одежды, достались Беларуси в наследство от Советского Союза. В 1989 году правительство приняло решение модернизировать легкую промышленность. На бобруйскую фабрику "Славянка" тогда поставили оборудование из одиннадцати стран, модернизация прошла при участии японской фирмы. Одними из первых они получили американскую программу, автоматизирующую работу конструктора. Благодаря этому фабрика оказалась готова к работе с мировыми компаниями, а без этого выжить было бы сложно.

"Мощности белорусских предприятий были рассчитаны на весь Советский Союз. Мы обеспечивали пошив в том числе военного обмундирования на весь СССР. С развалом мы лишились таких заказов. Тысячных коллективов на швейных предприятиях уже нет. Нам было сложно. Сотрудничество с зарубежными партнерами было спасительным", — рассказал директор ОАО "Славянка" Тимур Бочоришвили.

Катушки с нитками на вышивальном оборудовании в швейном цехе, архивное фото
© Sputnik / Варвара Гертье
Стоимость рабочего часа в Беларуси примерно такое же, как в России и в Литве, но есть территориальное преимущество и качество пошива

В 90-х в нашу страну пришли первые бренды, сотрудничество с ними дало понимание того, как организовывать производство в новых условиях.

"Это стимулировало к освоению новых технологий. Все ноу-хау передавались бесплатно только для того, чтобы мы подтягивались. Так происходит до тех пор, пока стоимость работ не вырастает до того уровня, который перестает устраивать бренды", — рассказал директор предприятия.

Так как мировые бренды значительную часть средств тратят на рекламу, они не могут позволить себе повышение себестоимости продукта, пояснил собеседник. Даже с учетом того, что Беларусь имеет географическое преимущество в сравнении со странами Азии, стоимость рабочего часа во Вьетнаме была столь низкой, что "Славянка" не смогла конкурировать — сейчас цена часа работы на фабрике — примерно семь долларов. В итоге Nike закрыл все производство в Беларуси.

"Когда-то мы пересекались с Hugo Boss. Теперь они построили предприятие в Турции, на нем работает около трех тысяч человек. Все отшивают там", — рассказал директор. Белорусская же фабрика старается ориентироваться на прямой экспорт. Главный партнер — Польша, и так как тягаться с конкурентами из Средней Азии тяжело, производитель делает упор на более дорогой сегмент и предлагает качественные товары.

Почему Lacoste осталась в Витебске

Перед странами Азии, чьи ярлычки мы часто видим на одежде популярных марок, у нас есть географическое преимущество, рассказала белорусский дизайнер Людмила Лабкова. Для заказчика это значит сокращение транспортных расходов и экономию времени. Еще одно конкурентное преимущество белорусских компаний — готовность работать с небольшими в сравнении с китайскими конкурентами партиями одежды. Для брендов, работающих в высоком ценовом сегменте, это аргумент в пользу Беларуси.

На фабрике "Витебчанка" до сих пор отшивают линии одежды Lacoste, Eden Parc, "Сивера", Styer. Специалист отдела маркетинга Маргарита Саперова рассказала, что компании удовлетворены качеством, фабрика предоставляет возможность обработки изделий высокой сложности.

"Это выгодно и для нас. Сейчас почти 95% предприятия работает на давальческих заказах. Экономическая ситуация диктует условия, у нас нет возможности приобретать дорогостоящие ткани и фурнитуру. Мы продолжаем работать на белорусский рынок, но речь не идет о крупных партиях. Выживаем за счет зарубежных заказов", — рассказала собеседник Sputnik.

Пошив военной формы, архивное фото
© Sputnik / Игорь Руссак
Контракты на пошив военной формы помогают белорусским фабрикам держаться на плаву

Заказчиков находят на выставках, а порой предложения поступают от самого бренда. Сейчас фабрика заключает контракт с российскими компаниями по пошиву спецодежды "Техноавиа" и "Спецвоенпром".

"Стоимость рабочего часа у нас примерно такая же, как в России и в Литве. Такой значительной разницы, как с Китаем, у нас нет. На нашей стороне качество пошива и территориальное преимущество. Из фирм, которые перестали с нами сотрудничать, только Adidas, с остальными работаем из сезона в сезон", — рассказала собеседница агентства.

Форму для армии Германии шьют в Беларуси

Дизайнер Людмила Лабкова, которая сотрудничает с рядом предприятий, признает, что такую популярность у брендов белорусские компании снискали не только благодаря высокому качеству услуг, но и в силу низкой оплаты труда. При том, что отшить партию в соседней Польше может оказаться дешевле, зарплаты сотрудников на предприятиях страны-соседки выше, пояснила Людмила.

"Зарплаты на предприятиях упали, особенно на периферии. Я осведомлена о невысоких зарплатах на "Бобруйсктрикотаже", у которого есть опыт работы с итальянскими брендами. Сейчас там отшивают форму для армии Германии. Я работала с "Бобруйсктрикотажем" и могу утверждать, что он предлагал более высокое качество, чем отдельные частные предприятия, а зарплаты остаются невысокими", — пояснила дизайнер.

Швее четвертой категории в размещенной на сайте Министерства труда вакансии на "Бобруйсктрикотаже" обещают зарплату от четырехсот рублей.

Дизайнеру не по карману

Дизайнер Людмила Лабкова рассказала, что белорусским дизайнерам сотрудничество с предприятиями может оказаться не по карману. Дело не в том, что белорусские предприятия просят слишком много, а в том, что редко возьмутся за работу с заказом объемом меньше ста единиц. Сама Лабкова, которая долгое время сотрудничала с белорусскими фабриками, признает, что в последнее время эта коллаборация оказывается не по карману.

"Хоть я долгое время сотрудничала с белорусскими предприятиями, сейчас и мне стало нелегко размещать там заказы. Немногие белорусские дизайнеры отшивают партии, которые примет в пошив предприятие. Так что перспектива работы дизайнерских брендов с крупными белорусскими предприятиями туманна", — с сожалением констатировала собеседница агентства.

В том, что бренды используют Беларусь для пошива своих линеек, нет ничего плохого, но в большинстве стран, которые предоставляют подобные услуги, параллельно развиваются собственные бренды, есть смысл пользоваться этим опытом, считает Лабкова.

По теме

Наряды для плохих девочек и дефиле в купальниках показали в Гродно
Реклама Mark Formelle и другие "сексистские" ролики мировых брендов
Теги:
швейная фабрика, давальческая продукция, пошив одежды, швейное производство, брендовая одежда, Беларусь

Главные темы

Орбита Sputnik