МИНСК, 8 фев – Sputnik. Коллекцию олимпийской формы впервые в этом году отшили не только для белорусских спортсменов, но и для болельщиков. Над одеждой поклонников сборной, как и над парадной формой для олимпийцев, работала белорусский дизайнер Людмила Лабкова.
На открытии Олимпиады в Пхенчхане этой одежды белорусы не увидят – спортсмены традиционно выйдут в пуховиках от литовской фирмы Audimas, которая шьет зимние комплекты формы для белорусов.
Однако Лабкова надеется, что у спортсменов будет повод прогуляться и в парадных комплектах.
"На прием к президенту принимать поздравления, к примеру", – сказала дизайнер.
Когда Министерство спорта и туризма презентовало форму, некоторые интернет-пользователи писали, что достаточно было бы сшить для сборной мешки для картошки – мол, медалей мы не дождемся. Дизайнер ответила критикам: сделали для атлетов кожаные саквояжи, поэтому олимпийцам будет куда сложить трофеи.
Таких адекватных дизайнеров давно не видели
За городом, в деревне Лапоровичи, где живет дизайнер, многие спортсмены построили дома – самый известный коттедж у Минского моря принадлежит Дарье Домрачевой. Соседи, собираясь к водоему, так и говорят: пойдемте к Даше.
И хоть саму Домрачеву в деревне там мало кто видел, такое соседство заставляет следить за Олимпиадой и болеть за спортсменов и тех, кому шоу-румы ближе лыжни.
Предложение поучаствовать в конкурсе проектов парадно-выходной формы для олимпийцев пришло к Лабковой от концерна Беллегпром. Ее конкурентом была Юлия Латушкина, которая занималась дизайном формы для сборной, представившей Беларусь на Олимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро.
Лабкова воодушевилась масштабом проекта и решила предложить форму не только для команды, но и для болельщиков.
"У многих команд есть форма для болельщиков. Мы этого прежде не делали. Представив коллекцию, прочла много комментариев в соцсетях: писали, что форма скучная и серая. Отвечаю: это не серо, не скучно и, главное, не стыдно. Думаю, и белорусские предприятия воодушевлены проектом. Для них это пока не бизнес и не важный коммерческий ход, ведь предприятия наши большие, а линейка ограниченная. Но это важный имиджевый ход. Впереди Евроигры, и уже нужно думать о том, какую сувенирную продукцию мы предложим иностранцам", – рассказала дизайнер корреспонденту Sputnik.
В шоу-руме Лабковой, кроме комплектов олимпийской формы, одежда самых разных фасонов, с которой дизайнер представляет страну на выставках в Европе: платья с принтом, повторяющим архитектурные элементы базилики, в которой находится мавзолей польской королевы и великой княгини литовской Боны Сфорцы, и отороченные мехом пальто.
Но сама дизайнер встречает гостей в костюме из олимпийского комплекта и шапочке "Полесье", в таком же образе она и ее команда недавно посетила выставку в Дюссельдорфе. На шапочке надпись "Беларусь" – такие получат в подарок члены иностранных делегаций. Дизайнер решила заменить названием страны традиционный флажок, потому что если шапочка с чужим флагом будет храниться на полке среди других ненужных сувениров, то с надписью "Беларусь" с большей вероятностью станет частью гардероба.
"В работе с предприятиями Беллегпрома проблем не возникло. Директора фабрик порой признавались, что таких адекватных дизайнеров давно не встречали. Я и сама удивилась, как легко шла работа", – призналась Лабкова и рассказала, как в дирекции Евроигр ее пугали Беллегпромом, мол, сроки не выдерживают.
"Я приготовилась к конфронтации и заявлениям о том, что "нам это не интересно". Но оказалось, всем интересно. После этого проекта могу сказать: люди, с которыми я работала, – хорошая команда. После того как мы сдали олимпийский проект, от Беллегпрома пришло предложение поработать на Евроиграх. Думаю, именно вовремя сданный олимпийский проект повлиял на восприятие предприятий по-новому", – считает дизайнер.
Лабкова также вспомнила советские времена, когда Беларусь одевала едва ли не весь Советский Союз.
"Мы текстильная страна. Наши предприятия шьют для мировых брендов. Я сама много лет отшивала свою линейку на "Бобруйсктрикотаж", потому что там стояло оборудование, на котором работали с французами. Мы не хуже тех, с кем нас сравнивают и кого называют "они" в превосходной форме. У россиян есть Bosco, я сказала – мы сделаем не хуже", – сообщила дизайнер.
"Нам этого не надо"
Сделать хорошую коллекцию недостаточно – ее нужно продать. Если с Беллегпромом проблем не возникло, то с системой торговли все оказалось сложнее.
"Хотелось бы, чтобы точки были оформлены презентабельно, пока что я получила снимки стенда только от ГУМа. Там оформление выполнено достойно. В некоторых магазинах мне ответили, что им этого не нужно. Не пришло понимание, что возможность влиться в такое движение – это честь, пришлось убеждать предприятия ГУПРа. Я надеюсь, что, отработав этот сезон, многие придут к пониманию того, что это общая работа, что повесить форму без оформления стенда – это неуважение к проекту, к спортсменам и болельщикам, к потребителю. И к предприятиям, которые над ним работали", – считает Лабкова.
Она предлагает разместить олимпийскую форму и в магазинах дьюти-фри минского аэропорта, мотивирует просто: "Сумочки Furla – это хорошо, но должно быть свое".
Нет шанса повязать галстук
Первый опыт сотрудничества с дизайнерами у Министерства спорта и туризма был два года назад во время Олимпиады в Рио. Тогда над комплектом работала Латушкина. В этом году президенту Александру Лукашенко попытались представить ту же форму Латушкиной, но в другом цвете – глава государства вспомнил, что эти эскизы он уже видел, и потребовал предложить новый комплект. В прошлый раз в конкурсе участвовали Латушкина и Иван Айплатов, в этом году место Айплатова заняла Лабкова – ее идея победила.
"Комплект продуман вплоть до ремней, туфель, а рубашки не предполагают галстуков. Комплект завершенный, когда я озвучила, что галстуки не предполагаются, в Минспорта стояли овации. Костюмы были утверждены без изменений, единственное замечание, которое сделал президент, относилось к гербу. Сперва их просто прикололи к костюму, но Александр Григорьевич заметил, что белая центральная часть слишком контрастирует с общим серым фоном. В итоге набивали фоновый принт с переходом цвета, чтобы создать впечатление, будто герб набит прямо на пиджаке", – рассказала дизайнер и предложила в следующий раз проработать комплект еще тщательнее.
В делегации, кроме спортсменов, есть и чиновники, Лабкова предлагает создать для них отдельный комплект формы. В этом году на это не хватило времени – на реализацию проекта было едва ли больше недели. Зато полученный опыт можно использовать при подготовке к Евроиграм.
"Хорошо бы сделать сувенирную продукцию в виде одежды, понять, что наиболее ходовое. Я попросила участников делегации проанализировать цены и ассортимент на продукцию, которая будет представлена в Пхенчхане", – подытожила Лабкова.