Интересная сказка идет в Белорусском театре юного зрителя. Называется "Моя маленькая чародейка". Сочинил ее немецкий писатель Отфрид Пройслер. В переводах на русский она носит разные названия: "Маленькая Баба-Яга", "Маленькая ведьма", "Маленькая колдунья". Главное, что и по волшебной хронологии она совсем молодая — всего 127 лет.
Эта популярная книжка еще никогда не привлекала театры. Историю нашла и загорелась сыграть главную роль заслуженная артистка Вера Кавалерова. Она не только преданный мастер детского театра, но и знаток детской психологии.
Не слишком звездные судьбы у артистов театра для детей. Зайчики, птички, дошкольники. Совсем редко взрослые люди и характеры. Кавалерова когда-то сыграла свою звездную роль в спектакле "Сотворившая чудо" и долго ждала чего-нибудь похожего. Сделать инсценировку повести и поставить сказку рискнула актриса ТЮЗа Анна Козлова. Спектакль получился таким ярким, что хочется провести некоторые сравнения с большой литературой.
Интеллигентный Мастер и бесшабашная Маргарита
Свои фантастические истории немецкий автор Отфрид Пройслер и русский Михаил Булгаков писали приблизительно в одно и то же время — 30-50 годы ХХ века. Наверное, в воздухе носилось что-то похожее, что сблизило "Маленькую волшебницу" и "Мастера и Маргариту". Самая простая и вечная тема — противостояние добра и зла. В героях есть мистические силы, которые вопреки всем законам жизни могут творить добро и зло. Не пытаюсь даже сравнивать уровень мастерства названных писателей и их философские мысли. Впрочем, сам Булгаков утверждал, что для зла не нужны глубокие философские мысли. Каков человек — таковы и поступки.
Среди множества произведений для детей всегда важны нереальные сказочные приключения, которые приводят к торжеству добра. Маленького человека важно не испугать, а обнадежить.
У Пройслера и Булгакова упоминается Вальпургиева ночь, на которую слетаются злые силы. Немецкая детская литература (вспомним братьев Гримм) брала слишком взрослые сюжеты, рассказывала мрачные страшные истории, пугающие детей. Пройслер — автор более современный и не пошел по пути соотечественников. Учел ошибки предшественников и не стал запугивать малышей поведением разбушевавшихся злых ведьм.
Итак, сходка происходит на горе в Вальпургиеву ночь. Туда рвется потанцевать маленькая Хикси. Ведьмарское сообщество не принимает ее в свои ряды, дает год испытательного срока, чтобы стать "доброй ведьмой". В белорусском языке это понятие двойственное. Добрая ведьма может быть просто очень умелой, чтобы творить зло. Добрая ведьма может быть очень доброй, чтобы зло пресекать. Ученый ворон направляет Хикси по второму пути.
В немецкой сказке героиня живет в стареньком доме. В тюзовском спектакле огромные книги. Они — двери в другой мир. Одна из них — дом для Хикси. Маленькая волшебница выходит в свет со страниц книги. Там она спит, прячется, листает ее, осваивает знания. Эта колдовская книга не только преобразует по мысли режиссера героиню. Она — своеобразный посыл зрительскому залу. Надо читать. Там вы найдете ответы на все вопросы.
Дети, читайте книги!
Этот месседж — главное достоинство спектакля "Моя маленькая чародейка". А еще — умение рассказать о веселых, совсем нестрашных приключениях, без которых не бывает счастливого детства. По окончании спектакля не отпускает ощущение какого-то ничем не объяснимого счастья.
Спектакль полон красок и звуков, выдумки, чему помогает работа художника-постановщика Дарьи Волковой. Постановка дает возможность поговорить с ребенком (она рассчитана на возраст 6+) об очень важных вещах, прежде всего о том, что такое доброе сердце. Оно у Хикси отзывчивое, открытое хорошим поступкам, бесстрашию, дружбе и взаимопомощи.
Хикси — Вера Кавалерова — умеет быть разной — злой, шаловливой, справедливой, растерянной. Эта способность — составляющая профессии актера, но не у всех и не всегда проявляется.
В зрительном зале на спектакле чаще всего бывают дети первых и вторых классов, а захватить их внимание не так просто. Отсюда еще одно преимущество спектакля — свободное творчество на сцене начинается тогда, когда зал его подхватывает. Заметила, что именно на этом спектакле дети не отвлекаются, не достают из карманов мобильники, а слушают, смотрят, реагируют.
Вальпургиева ночь на горе Блоксберг стала примером мудрой приключенческой истории о страхе и бесстрашии, дружбе и взаимопомощи. Очень хорошо, что ТЮЗ бережет этот спектакль и часто ставит в афишу. Сходите на него с детьми.