00:11 11 Декабря 2018
Прямой эфир
  • USD2.12
  • EUR2.42
  • 100 RUB3.20
Кадр из фильма Ягор Романа Подоляко

Забег на короткую дистанцию. О чем снимают короткометражки наши режиссеры

© YouTube / Раман Падаляка
Культура
Получить короткую ссылку
Татьяна Орлова
17110

Если полнометражное игровое кино еще многим начинающим не по зубам, то короткий метр оказался заявкой на будущее, подводит итоги "Лістапада" колумнист Sputnik Татьяна Орлова.

Молодые ростки Международного кинофестиваля "Лістапад" были показаны в недельный марафон щедро и разнообразно. В 200 сеансов на пяти площадках попали буквально все представители нашей страны, кто в течение года привлек к себе внимание.

Это свободное поколение. Они вступили в жизнь и профессию в неподцензурное время. Они не знают идеологических запретов. Им разрешается то, о чем старшие могли только мечтать. Открыты острые темы, широкий спектр средств выразительности. Правда, денег на то, чтобы снимать кино, очень мало. Однако сегодня это можно делать почти без денег или за очень скромный бюджет. Было бы желание.

Совсем домашняя радость артистов театра им. Янки Купалы — десятиминутный игровой "Егор" Романа Подоляко или такой же десятиминутный "Вахтер" артиста Русского театра им. Горького Андрея Кривецкого. Здесь есть запоминающиеся лица и желание выразить свое время.

Впереди паровоза шла инициатива, а вовсе не задание, отчетность за учебу или продюсерские амбиции. Ребята снимали кино для себя, а получилось и для нас с вами. Кинотеатр "Беларусь" расщедрился на два молодежных альманаха, где были, помимо названных, четыре документальных и четыре игровых "коротких метра". Кроме обычных зрителей, их смотрели представители съемочных групп, друзья и участники событий. Залы были полны на этой своеобразной ярмарке талантов.

Журналисты обычно пишут о фильмах основного конкурса, о vip-персонах, именитых гостях и членах жюри. До знаменитостей будущего фотообъективы не дотягиваются, да и стоит ли гадать, у кого творческая судьба сложится, у кого нет. Особняком стоял "Хрусталь" режиссера Дарьи Жук. Заранее широко разрекламированный полуторачасовой фильм появлялся на разных площадках, в разные дни и однозначно свидетельствовал, что белорусская девушка, пожившая в Америке, обладает большим творческим потенциалом.

Более критично воспринимался сборник дебютных работ студентов режиссера Ивана Павлова. Худрук проекта определил им трудную тему: "Война. Остаться человеком". Все участники альманаха, созданного с помощью студии "Беларусьфильм", признавались, что плохо разобрались в теме. Естественно, в силу молодости они знают войну по книгам и рассказам и не смогли найти ключ, который бы вскрыл этот материал.

Кадр из фильма Франка (Альманах Война. Остаться человеком), режиссер – Митрий Семенов-Алейников
Кадр из фильма "Франка" (Альманах "Война. Остаться человеком"), режиссер – Митрий Семенов-Алейников

Им очень помогли опытные артисты минских театров, которые примерили на себя крохотные роли и смогли помочь начинающим режиссерам. Особенно хорошо это получилось в новеллах Митрия Семенова-Алейникова "Франка" и Игоря Васильева "Фото на память". Известные актеры Зинаида Зубкова, Александр Парфенович, Александр Брюхатский, Борис Борисенок, Вероника Пляшкевич, Игорь Денисов, Георгий Малявский честно и умело помогали режиссерам сделать военные истории убедительными, достоверными. Впрочем, избежать фальши во многих кадрах не удалось. Думаю, что в значительной степени был виноват драматический материал. Возможно, если бы дали молодежи выбрать свою тему, результат мог быть лучше.

Это и произошло в альманахе документалистов. Небольшие истории четырех режиссеров шли по нарастающей. "Тихая улица" Александры Марковой хороша по теме — незаконный снос частных домов без объяснений. Привязанность детей к природе и животным. Привязанность взрослых к земле. Все это можно разрушить в один момент. Недостаток фильма — нет отбора материала. Много лишних деталей.

Кадр из фильма Нежених Алены Ясинской
Кадр из фильма "Нежених" Алены Ясинской

Семиминутное интервью "Нежених" Алена Ясинская умело подала как проблему молодых несамостоятельных мужчин.

Фильм Кирилла Власенко "Дай мне знак" патриотичный и социальный. Он рассказывает о поисково-спасательном отряде "Ангел". Люди объединяются вокруг идеи, осознанно и добровольно, по собственному убеждению. Объединяются, чтобы искать пропавших, заблудившихся в лесу. Растерявшихся из-за нездоровья. Ищут и находят. Пожалуй, здесь была очень непростой работа режиссера, которому приходилось организовывать съемки в сложных условиях, вызывать людей на откровенность.

Кадр из документального фильма Дай мне знак Кирилла Власенко
Кадр из документального фильма "Дай мне знак" Кирилла Власенко

Четвертый фильм документального альманаха почти игровой. Его сделала Елена Цагельская о белорусском художнике, который рисует музыкальные картины. Он называется "Александр Забавчик. Мой джаз". Здесь яркая оригинальная палитра художника и прекрасное музыкальное сопровождение выполнены как импровизация. Язык фильма — язык музыки. В нем много наблюдений и размышлений философского характера. Очень зрелая впечатляющая работа молодого режиссера.

Кадр из документального фильма Александр Забавчик. Мой джаз Елены Цагельской
Кадр из документального фильма "Александр Забавчик. Мой джаз" Елены Цагельской

Трудно дать прогноз прокатной судьбе всех вышеназванных фильмов. Будут ли они интересны рядовым зрителям? Ясно одно — молодые стремятся осмыслить свое время без назидательности. Режиссеры сами нашли темы и героев. Есть надежда, что дальше их ждет не короткий, а полнометражный кинематографический метр.

Читайте также на Sputnik:

Теги:
Кино, короткометражка, Листапад, Митрий Семенов-Алейников, Роман Подоляко

Главные темы

Орбита Sputnik

  • Работа за компьютером

    Первая онлайн-школа с преподаванием на русском языке открылась в Латвии – учить детей там будут педагоги из России.

  • В Литве прошла акция в поддержку учителей Последний звонок

    В Литве местные жители и представители профсоюзов провели акцию, призывающую выполнить требования бастующих учителей.

  • Президент Молдовы Игорь Додон, архивное фото.

    Судьи КС поставили точку в очередном споре между президентом и парламентом Молдовы, а глава республики Игорь Додон рассказал, что будет дальше.

  • Российско-эстонская граница

    Колумнист Sputnik о том, почему эстонские крайние правые опять выступили против пограничных договоров с Россией, и почему теперь они ссылаются на Украину.

  • В Музее Библиотеки Елбасы продолжаются съемки художественного фильма Путь Лидера. В эпицентре мира

    Казахстанский режиссер Акан Сатаев на своей странице в Instagram представил официальный трейлер фильма о Нурсултане Назарбаеве.

  • Больше месяца в Агудзере пытаются поймать жеребенка с больной ногой, чтобы вылечить. Что мешает спасательной "операции" - в материале Sputnik.