Теперь кандидатуру должен официально одобрить Сенат. Слушания могут быть отложены (сейчас сенаторы заняты борьбой с эпидемией коронавируса), однако положительное решение крайне вероятно – у Трампа в Сенате большинство, да и вопрос не из тех, по которому демократы полезут в бутылку.
И кандидатура, в общем-то, не должна вызвать противоречий. Госпожа Фишер обладает правильными, с точки зрения демократов, взглядами – она не является сторонницей еретической для многих правильных американских либералов идеи "вовлечения Москвы". Наоборот, всю свою карьеру она занималась сдерживанием Кремля и выстраиванием санитарного кордона вдоль западных границ Российской Федерации. Госпожа Фишер работала на Украине, в Грузии и в России, была заместителем представителя США в НАТО – и, соответственно, обладает нужными установками, навыками и контактами для активной и плодотворной работы в белорусских дипломатических полях.
Задачи госпожи Фишер тоже понятны. Вряд ли речь идет о какой-то подрывной антивластной деятельности в местном обществе, чем занимались посольства США в Грузии и на Украине в период служения там Джули Фишер. В белорусских условиях подобная работа не только бессмысленна (учитывая внутреннюю целостность этого общества, идейную стойкость, а также контроль со стороны государства), но и контрпродуктивна. Она лишь обозлит Александра Лукашенко, сведет на ноль всю многолетнюю политику Вашингтона по "умасливанию" Беларуси и не позволит американцам реализовать куда более важные для них на данный момент задачи. Прежде всего, оттянуть Минск от ориентации на российские интеграционные проекты.
Скорее всего, госпожа посол будет "играть черными" – то есть эксплуатировать объективные разногласия в российско-белорусских отношениях (в частности, разное понимание Москвой и Минском понятий "интеграция" и "суверенитет"). Эти разногласия в ближайшее время преодолеть не удастся, поэтому американцы постараются сыграть на недовольстве Лукашенко действиями Москвы, обратить его внимание на альтернативные российским интеграционные проекты – например, балто-черноморские.
Программа-максимум – переориентировать Беларусь с России на сотрудничество с Прибалтикой, Польшей и Брюсселем и тем самым окончательно замкнуть санитарный кордон по российской западной границе. Эта программа, скажем честно, маловероятна.
В отличие от России страны Восточной Европы смотрят на Беларусь не как на партнера, а как на объект для трансформации по собственным лекалам. Особенно тут активна Польша, мнящая себя лидером и даже гегемоном всей Восточной Европы. Поэтому и для Варшавы, и для других европейских лидеров интеграция Минска должна сопровождаться сменой режима с суверенного на послушный – что, понятно, администрацию Лукашенко категорически не устраивает.
Александр Григорьевич может сколько угодно жаловаться на активность России, однако он понимает, что Кремль не собирается заниматься никакой аннексией или трансформацией белорусской власти. Поэтому интерес Минска на стратегическое сотрудничество с Кремлем наверняка будет сохраняться.
Однако, если нельзя изменить подход Минска, то почему бы не изменить подход Москвы через бесхитростную многоходовочку? Ни для кого не секрет, что в российском политико-академическом сообществе присутствует недовольство действиями и, особенно, риторикой белорусских властей в отношении РФ. И посол Фишер, по всей видимости, попытается усилить это недовольство – например, за счет попыток просто хотя бы частично подключить Минск к восточноевропейским интеграционным проектам, многие из которых имеют устойчивый антироссийский флер.
Да, если эти проекты приносят экономическую прибыль, пополняют национальный бюджет и при этом не нарушают иных внешних обязательств республики – никто не мешает подключиться. Однако надо понимать, что мы живем не в идеальном логически-юридическом пространстве. На процесс принятия решений также влияют исторический опыт, фобии, а также существующий психоэмоциональный фон.
Россия находится в состоянии конфликта с Западом – конфликта, который начала не Москва, но в котором Москва фактически обороняется.
Действия стран, называющихся союзниками, неизбежно будут восприниматься в том числе и в контексте этого противостояния. Безусловно, никто из представителей российских властей или адекватных экспертов не собирается требовать от Минска выбирать или играть по "принципу нулевой суммы". Никто не протестует против налаживания белорусско-американских отношений.
России просто хочется, чтобы в стремлении заработать или же продемонстрировать наличие политической альтернативы Минск не жертвовал ради мифической синицы в небе имеющимся у него полноценным журавлем в руках. Чтобы Беларусь понимала, что любые отношения – экономические, политические, интеграционные и даже родственные – строятся, прежде всего, на доверии и уважении. Качествах, которые так сложно создать, но при этом так легко разрушить.
И если госпожа Фишер и ее боссы из Вашингтона выиграют за счет этого разрушения, то и Россия и Беларусь окажутся в числе проигравших.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.