Не мною замечено, что любая реформа, рожденная в недрах бюрократического аппарата, обречена на провал. Причина проста: вместо поиска решения проблем ищут, на кого их можно переложить. И реформа столичной системы жилищно-коммунального хозяйства – лишь этому подтверждение.
Из личного опыта
Мое знакомство с ЖЭСом десять лет назад было вынужденным. Долгое время в моей квартире не было счетчиков на воду по той простой причине, что они были не нужны. В квартире я бываю редко, живу за городом, и начисления в "жировке", которые были на тот момент, меня вполне устраивали. Но вскоре жилищно-коммунальные службы предупредили, что все, у кого нет персональных счетчиков, будут платить по "остаточному" принципу". То есть на них будет ложиться основная оплата расхода воды в местах общего пользования, в том числе и за обычную нашу бесхозяйственность.
Было два варианта: подписать договор с ЖЭСом и оплатить стоимость работ согласно квитанции или нанять индивидуального предпринимателя – тогда это было значительно дешевле. Я выбрал первый вариант. Почему? Сработала интуиция. И она меня не подвела. Через две недели в шесть часов утра мне позвонили соседи. Оказалось, я залил шесть этажей.
Рядом с подъездом меня встречал сосед и три сантехника ЖЭСа, которые устанавливали мне счетчики. В санузле моей квартиры полипропиленовые трубки, вставленные при монтаже счетчиков, висели "на соплях", и вода лилась на нижние этажи. Все претензии со стороны соседей ко мне были исчерпаны. Мы перекрыли воду и на этом расстались. Финал этой истории был прост. ЖЭС с моими соседями по факту аварийной ситуации не рассчитался, судиться они не стали, а я заплатил за воду, набежавшую помимо моей воли из кранов.
Низкий профессиональный уровень специалистов столичной системы ЖКХ ни для кого секретом не был. Проблему решили просто – нет сантехников и электриков? И не надо. Проведем реформу, ставки ликвидируем, все это аргументируем любимым словом всех управленцев – оптимизацией.
Столичная реформа по принуждению
Затеянная столичными властями реформа системы ЖКХ с первого дня у всех, имеющих мало-мальское представление о ее функционировании, вызывала массу вопросов. Ее непродуманность, оторванность, а стало быть, невыполнимость ни у кого сомнений не вызывали. Многие столичные чиновники увидели в этой реформе попытку создать вокруг государственной массу частных коммерческих структур.
На вопросы минчан, зачем сократили дворников в ЖЭСах, городские власти сослались на экономию средств. Как будто те, кто убирал наши дворы, финансировались из бюджета.
На место дворников и уборщиков подъездов пришли клининговые компании. Как они работают и есть ли они вообще, на это мало кто обращает внимание. Во многих домах домохозяйки, как и полвека назад, при уборке своих квартир убирают и два прилегающих к квартирам лестничных пролета. Старая советская традиция, когда во многих домах на каждой площадке висел график уборки помещений общего пользования, сбоя не дает, а сумма оплаты пока вполне терпимая и незаметная.
А вот со сложнотехническими проблемами просто беда. Я имею в виду электромонтажные и санитарно-технические работы. Сантехников и электриков в столичных ЖЭСах нет. Несколько лет назад городские власти определили принцип, по которому действует столичная система ЖКХ: все, что находится за порогом квартиры, решается за счет владельцев жилья. Что здесь нового? Можно подумать, что кто-то кому-то в частной квартире делал бесплатно! Но подвох в другом – вы не только платите за работы внутри квартиры, но и несете за это ответственность.
Инициаторы этой реформы, к счастью, уже отправлены в отставку (правда, не за это), а мы имеем серьезную головную боль.
Например, надо вам поменять полотенцесушитель в санузлах. Надо сделать две вещи: во-первых, найти специалиста, который сможет сделать эту работу. Она стоит недешево – 200 рублей. Ну и во-вторых – купить сам полотенцесушитель (еще 150-170 рублей) и фурнитуру к нему (еще 120 рублей). Недешевое удовольствие. И альтернативы нет.
Но есть и более серьезная проблема – где найти специалиста-сантехника? Варианты могут быть разные: по "сарафанному радио", в интернете или по расклеенным объявлениям на столбах. Но гарантий их мастерства вам не даст никто. Все зависит от интуиции, житейского опыта и простого везения.
Когда вы найдете мастера, у вас появится новая проблема – надо написать заявление в ЖЭСе на отключение воды на время проведения работ. И оказывается, это делают не каждый день, а только три раза в неделю – вторник, среда и четверг.
И еще один важный пункт: в типовом заявлении, "рыбу" которого перед вами положат в ЖЭСе, есть фраза: "ответственность за монтаж беру на себя". Эта строчка означает, что при возникновении аварийной ситуации за все будете отвечать вы и только вы.
Финальной точкой всех ваших злоключений является то, что вы должны состыковать время работы приглашенного вами специалиста с днем, когда ваш ЖЭС соизволит отключить в вашем доме воду. С учетом того, что специалисты приличного уровня во время летнего сезона на вес золота и заказов у них хоть отбавляй, решение этой проблемы у вас может затянуться на месяц, а то и на два.
Не все так грустно, чаще бывает весело
По работе приходилось общаться с чиновниками разного, в том числе и высокого уровня. И я заметил одну закономерность. Адекватное восприятие простых житейских проблем к большинству из них приходит после того, как они уходят в отставку.
Когда при должности, при кабинете, секретарше и персональном автомобиле, то скорость течения жизни и решение простейших проблем кажутся естественными. Любая мелкая бытовая просьба: найти специалиста, своевременно что-то отключить или включить – решается мгновенно. Если вы при должности или, как говорят белорусы, "пры пасадзе", то вам еще и спасибо скажут, что вы обратились именно к "нашей организации". Но когда вы оказываетесь за бортом властной вертикали, то начинаете понимать, что, где и по чем.
В столичной системе ЖКХ мы имеем сегодня то, что имеем: все несуразности и трудности – это личные проблемы персонально каждого минчанина. При возникновении нештатных ситуаций аварийные службы выезжают и решают все проблемы, не забыв при этом выставить счет ЖЭСу, в чьем ведении находится тот или иной дом. ЖЭСы оплачивают эти услуги за счет средств, проходящих по строчке "оказание платных услуг населению". То, что этих платных услуг нет, знают все. Предыдущее столичное руководство Минска сделало все для того, чтобы их не было. Поэтому если через полгода или год мы в очередной раз услышим, что население не полностью оплачивает услуги столичных коммунальщиков, не стоит удивляться.
Время берет свое, издержки коммунальщиков, вызванные реформой ЖКХ Минска, накапливаются. Не с парадной, так с черного хода коммунальщики пролоббируют повышение тарифов на свои услуги в очередной раз. И все это будет подано под знаком продолжения реформы и заботы о жителях города. А суть продолжения, как и начала новой реформы в системе ЖКХ, сведется к нежеланию решать реальные проблемы.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.