Марафон, как отмечает колумнист Sputnik Руслан Васильев, получился чрезвычайно увлекательным и богатым на разнообразные, но обязательно драматические перипетии.
Назад в прошлое?
Еще до экватора гонки из пелетона выстрелил норвежец Ханс Кристер Холлунн, создавший себе отличный гандикап. За 10 километров до финиша в погоню за ним устремился большой российский лыжник (во всех отношениях!) Александр Большунов. Началась увлекательная "игра в догонялки", реагируя на которую президент лыжной федерации России знаменитая Елена Вяльбе раз за разом осеняла себя крестным знамением.
Бурлящие эмоции зрителей, упорство, воля и мужество спортсменов на сложнейшей разбитой высокими температурами трассе. Норвежец таки удержал скорость и сумел финишировать первым, а Большунов довольствовался четвертым в Зеефельде "серебром", заставив вспомнить "вечно второго" финского бородача Юху Мието.
Впрочем, о временах, когда гонялся чухонский лесоруб – 80-е годы прошлого века, ныне принято говорить чуть смущаясь и даже краснея от стыдливости. Дескать, кто знает, что и как тогда было и какими "витаминами" стимулировали себя спортсмены из "заповедной эпохи".
Однако! Вся штука заключается в том, что Зеефельд-2019 поставил под вопрос и героев XXI века, который, к слову, начался с экспансии ЭПО (эритропоэтина – препарата, повышающего количество гемоглобина в крови – Sputnik) в видах спорта на выносливость. Казалось, что на бесчестные "манипуляции с кровью" нашли управу, но после чемпионата мира лыжников стало ясно: желаемое выдавалось за действительное. ЭПО по-прежнему в ходу, да еще в каком!
Поэтому все гонки в Зеефельде уже воспринимались критически, сквозь призму сомнения "А если?" Да и Чемпионат мира по биатлону, который 7 марта стартует в шведском Эстерсунде, ждет такая же судьба.
Что произошло?
Итак, коротко. Перед стартом мужской гонки на 15 км классическим ходом австрийские правоохранители при поддержке коллег из Германии нагрянули с обысками в ряд гостиничных номеров. В итоге пятеро лыжников – двукратный призер чемпионатов мира Алексей Полторанин из Казахстана, эстонцы Карел Таммъярв и Андреас Веерпалу и еще два австрийца – Доминик Балдауфа и Макс Хауке были уличены в применении запрещенных технологий.
Последнего, Хауке, вовсе угораздило переливать кровь именно в момент прихода незваных гостей, что было запечатлено на видео, распространенном в интернете. Впрочем, вину признал весь квартет, разумеется, отстраненный от соревновательной деятельности. При обысках, согласно инсайдерской информации, были обнаружены до 40 пакетов с кровью, а кроме того, "горячий след", ведущий в Германию. Предполагается, что рассадник ЭПО находится в Эрфурте, где работает некий доктор Марк Шмидт, имевший посредника в лице бывшего австрийского лыжника Йоханесса Дюра, пойманного на "кровяном допинге" в ходе Белых игр-2014 в Сочи. Детектив! Причем, если продолжить копать и вглубь и вширь, – очень крутой.
Локальные выводы
Начнем с Казахстана, для чьего зимнего спорта скандал с Полтораниным – почти нокаут. Сам Алексей пропал с радаров после того, как 28 февраля вылетел из Мюнхена в Москву. Разумеется, от него в Астане ждут каких-то объяснений, хотя что он может сказать в свою защиту? Учитывая еще и тот факт, что спортсмены из Казахстана давно находятся на подозрении у австрийских и итальянских правоохранителей. Вспомним о девяти отстраненных от соревнований биатлонистах. Теперь же ситуация усугубилась многократно.
Когда в феврале-2017 и январе-2018 трясли обысками стреляющих лыжников, никаких прямых улик в использовании кровяного допинга все-таки не нашли. Только косвенные, которые можно было трактовать и так, и эдак, списывая на банальное головотяпство. Но теперь, когда Полторанина взяли с поличным и он признался в манипуляциях, и биатлонистам не позавидуешь.
Ведь в числе девятерых отстраненных есть и Ольга Полторанина – жена Алексея. Ее девичья фамилия – Дудченко. Ее папа – известный казахстанский специалист Михаил Дудченко, который пару лет назад не нашел общего языка с российским тренером Валерием Польховским, возглавившим сборную. По какой причине мэтры разругались – не ясно. То ли у них был разный взгляд на жизнь и биатлон, то ли такой совпадающий, что двум медведям стало тесно в одной берлоге. В любом случае, дело швах.
Как, впрочем, и в Эстонии. Ведь, кстати, что объединяет Полторанина с Таммъярв и Андреасом Веерпалу? Общий тренер – Мати Алавер! Чья профессиональная репутация теперь не стоит и одноразовой салфетки, в которую успели сморкнуться. Алавер, между прочим, отец почти всех великих побед маленькой Эстонии в лыжах. Но как складывались карьеры прибалтийских звезд?
Двукратная олимпийская чемпионка Кристину Шмигун обвинялась в применении допинга. Правда, потом, обвинения оказались сняты из-за нарушений процедурных вопросов. Андрус Веерпалу, отец Андреаса, был также уличен, получил трехлетнюю дисквалификацию (препятствовал следствию), но, завершив карьеру, подал апелляцию в Спортивный суд Лозанны и был оправдан опять-таки из-за "нарушения процедуры".
Но все это рисует такую неприглядную картину махрового, бессовестного рецидивизма, что даже становится страшно. И понятно, почему сегодня та же Елена Вяльбе (была замужем за эстонским лыжником, а ныне сервисменом Урмасом Вяльбе) благодарит Бога за то, что он отвел ее от сотрудничества с Алавером. А ведь она пригласила его в сборную России, как только возглавила федерацию после Белых игр-2010 в Ванкувере. Все было на мази, но в последний момент сорвалось. Почему? Объяснения были такими: у Алавера случились некие семейные обстоятельства. Но сейчас все выглядит хлипко и подозрительно.
А уж про австрийцев с немцами и говорить не приходится. Соотечественники Моцарта из тех, что любят бегать на лыжах, а порой и стрелять из винтовок, традиционно не брезговали ЭПО. Достаточно вспомнить, что весь цвет их биатлона был уличен в допинге. А история о том, как во время Белых игр-2006 в Турине итальянские карабинеры нагрянули с обыском в уединенное расположение австрийских спортсменов, и те выскакивали из окон, известна всем.
Но все, похоже, продолжается. И вот еще одна деталь: тренер Геральд Хайгель, работавший с лыжниками Йоханнесом Дюром, Харальдом Вурмом (дисквалифицирован за кровяной допинг на 4 года) и Максом Хауке, также сотрудничает с биатлонистом и четырехкратным олимпийским призером Домиником Ландертингером. Чья карьера вообще полна тайн. То был быстр, как метеор, то спекся, превратившись в гонщика средней руки.
"Думаю, если в Германии кто-то употребляет допинг, то это отдельный случай", – сказала "рыжая бестия", знаменитая в прошлом биатлонистка, а ныне телевизионный эксперт Катя Вильхельм. Что ж, это ее право. Но, например, я так не думаю, напротив, полагая, что все в фатерлянде гораздо хуже. И Зеефельд полил воду на мельницу моих подозрений. В любом случае, разве вам не интересно нынче знать, не заезжала ли Лаура Дальмайер в Эрфурт? Полечиться у доктора Шмидта? А еще раньше Магдалена Нойнер?
Все это мелочи!
Да, по сравнению с глобальным выводом – все это пустяки. Потому как главный итог скандала в Зеефельде куда драматичнее. Получается, что ЭПО до сих пор не ловится антидопинговыми службами! По крайней мере, не ловится так эффективно, как утверждалось. Шансы выйти сухим из воды, оказывается, очень велики. Да, пятерым лузерам не повезло, но это достижение полицейских служб, а не ВАДА. Факт, что лыжники смело переливали кровь перед стартом, говорит сам за себя. Похоже, доктор Шмидт может дать фору своим оппонентам. А сколько таких докторов?
Да и вообще, каков морально-нравственный климат в лыжных гонках, биатлоне? Ведь приходят, и еще как приходят в голову мысли о том, а можно ли вообще сейчас кому-нибудь верить.
Вот и знаменитости в эти дни озаботились насущной темой. Например, выдающаяся польская лыжница Юстина Ковальчик, настрадавшаяся от "больных" норвежек, продолжила свою борьбу с "терапевтическими исключениями": "Если вам нужны лекарства, чтобы заниматься спортом, значит, ваше тело просто не создано для спорта. Думаю, вам нужно найти что-то другое, а сам спорт рассматривать как хобби". Кто с ней, будучи в здравом уме, не согласится? Но ведь не соглашаются!
Или Мартен Фуркад. Конечно, то, что он преследует отбывшего дисквалификацию россиянина Александра Логинова, вызывает неоднозначную реакцию. Но вот ведь какая мотивация у француза: "Когда стало известно, что Лэнс Армстронг сидел на допинге много лет, я чувствовал себя ребенком, которого предали. Но также и спортсменом, которого поставили в сложнейшее положение. До этого случая, когда люди мне не верили, я говорил: "Послушайте, меня проверяют 30 раз за год". Но теперь это не работает, так как люди узнали, что можно сдавать тесты и выходить чистым из воды, как получалось у Армстронга. Поэтому для меня сейчас громко высказываться о допинге – способ защитить себя. Этим настаиваю: я сам не принимаю допинг!"
Какой вывод? Особенно внимательно присмотреться к молчунам? В любом случае, на чемпионате мира биатлонистов в Эстерсунде можно ждать нового взрыва.
Читайте также:
- Домрачева назвала основных претенденток на золото ЧМ-2019
- Беларусь заявила на юниорский ЧЕ по биатлону только парней
- Бё-младший признался, что "смухлевал" в пасьюте в Солт-Лейк-Сити