Личный мотив — это ключ от всех дверей, за которыми происходило зачатие, а теперь совершаются роды новой религиозной структуры на Украине. этот ключ запросто открывает не только тайные ларчики именитых участников процесса, но также исторический ящик Пандоры.
Светское экспертное сообщество обсуждает разгорающуюся церковную трагедию в основном в контексте электоральных конвульсий действующего президента Украины и хитроумной "американской многоходовочки", запитанной на Константинопольского патриарха Варфоломея. Сообщество церковных специалистов с обеих сторон соревнуется в трактовке древних канонов, а также в толковании комплекта документов 333-летней давности, исторических обстоятельств их возникновения и правомерности их нынешней отмены.
Тем временем самые ясные и доступные объяснения происходящего вселенского раскола православия буквально лежат на поверхности. Нужно только выйти на уровень психиатрии, отключить пафос, отфильтровать высокопарную риторику и настроить диапазон поиска на сектор личной мотивации действующих лиц. И мы увидим простые и понятные вещи, которые многое объясняют.
После смерти патриарха Пимена в 1990 году Киевский митрополит Филарет (Денисенко) был потрясен тем, что его не избрали следующим патриархом Московским и всея Руси. Ему было недостаточно того, что он стал Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины, предстоятелем самоуправляемой Украинской православной церкви. Последствием пережитого потрясения стала патологическая фиксация психики, которая выразилась в непреодолимом влечении к патриаршему сану. По свидетельствам очевидцев, он был самым строгим членом Синода Русской православной церкви и, казалось бы, должен был понимать, что подобное патологическое влечение не случайно называется "компульсивным" и происходит от латинского глагола compulsare, что значит "принуждать".
Ну, знаем же мы с вами, кто принуждает христианина ко греху! А он что, не знает? Знает. И впоследствии клятву давал и крест целовал на том, что не будет учинять раскол. Но позже он передумал. Тем самым пересек точку невозврата. И сделал это при помощи и рука об руку с членом Политбюро ЦК Компартии Украины, вторым секретарем ЦК КПУ, депутатом Верховного Совета Украинской ССР, членом ЦК КПСС Леонидом Кравчуком (все эти должности товарищ Кравчук занимал в том самом 1990 году).
Точкой невозврата для обоих стало 24 августа 1991 года, когда под председательством уже не товарища, а "пана" Леонида Кравчука Верховная рада приняла Постановление и Акт провозглашения независимости Украины. Запомним число и месяц этой даты.
Оба вооружились тезисом: в "независимом государстве" должна быть "независимая "церковь". И "бывший блаженнейший" гражданин Украины Михаил Антонович взял, да и учредил ее 25 июня 1992 года при поддержке первого украинского президента Леонида Макаровича. Правда, возглавил он эту структуру лишь через три с лишним года, после смертей двух своих предшественников и конкурентов.
Сегодня 89-летний пассионарий представляет собой проблему для Константинопольского патриарха и действующего украинского президента. Все эти годы его патологическая фиксация на "патриаршестве" лишь укреплялась, но после "объединительного собора" он вдруг одномоментно перестал быть "патриархом", не получив взамен практически ничего, кроме иллюзий и зыбких надежд. Нам предстоит увидеть, как личное саморазрушение этого человека будет отравлять все, что его пока еще окружает.
Патриарх Варфоломей моложе Михаила Антоновича на 11 лет. Главная патологическая фиксация его личности лежит в титульной области: его официальный титул — "Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх".
В этом титуле отражается фантомная боль под названием "византийская империя". Эта боль обостряется с каждым веком, десятилетием, а теперь уже и с каждым годом с тех пор, как на Руси в XV–XVI столетиях возникла концепция "Москва — третий Рим". Вопрос "А как же мы?" с тех пор по сей день превращает фантомную боль в движущую силу. Именно поэтому патриарх Варфоломей является лишь наследником психической симптоматики своих многочисленных предшественников. Кроме того, резидентам патриархии в стамбульском квартале Фанар по-человечески обидно, что "Божественное Всесвятейшество и прочая…" воспринимается турецким государством не более чем руководитель греко-православной общины Турции, а у мировых лидеров он вызывает интерес лишь в контексте встраивания Константинопольского патриархата в систему либерально-демократического мироустройства и принятия им духа времени как главенствующего духа церковной жизни.
Как и в случаях Михаила Антоновича и Леонида Макаровича, патриарх Варфоломей очень гибок в своих взглядах и суждениях и умеет менять их на противоположные, не моргнув глазом. Впрочем, это неотъемлемая черта тех, кем движет именно дух времени, никакой другой. Сумерки христианского достоинства переходят в ночь совести… "Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" — спрашивает Иисус Христос (Мф. 6: 23).
Варфоломеевская ночь опускается не только на украинскую землю: она накрывает весь православный мир, и это — ночь его возможного раскола.
Каковы мотивы столь робкой реакции поместных православных Церквей на явное беззаконие фанариотов? Ведь реплики и устные высказывания к делу не пришьешь, а официально оформленных синодальных документов, отражающих позиции Церквей в связи с угрозой раскола православного мира, все нет и нет. При том, что теперь во всех патриархатах требовать для себя "церковного статуса" и "томоса" смогут те, кого библейский Иов Многострадальный называл "люди без имени, отребье земли" (Иов, 30: 8)!
Может быть, это неспешное ожидание, когда факт раскола свершится, и тогда прозвучит соборное слово? Возможно. Или все гораздо прозаичнее, и личный мотив — это опасение либерально-демократических репрессий? Кстати, а почему молчит Священный Кинот — центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон? Отдельных частных суждений — и тех почти нет, не говоря об официально сформулированной позиции.
Чтобы понять, нужно вспомнить, что Святая Гора является частью ЕС, относительно которой принята специальная декларация: "Европейский союз признает, что особый статус Афона, гарантированный ст. 105 Конституции Греции, обусловлен исключительно причинами духовного и религиозного порядка. Поэтому Евросоюз позаботится о том, чтобы особый статус Афона был учтен при применении существующих и разработке новых правовых актов ЕС, особенно в части освобождения от таможенных сборов и налогов, а также по вопросам предоставления вида на жительство".
А вдруг ЕС передумает и пересмотрит свою декларацию, как передумал патриарх Варфоломей и отменил документы, подписанные аж в 1686 году? Ставки слишком высоки, и Афон будет ждать, чья возьмет. Это простодушные клир и паства Русской православной церкви не дожидались оправдания настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема, пока он сидел в тюрьме под следствием, а добивались его освобождения и молитвой, и словом, и делом.
Помните, в пятом абзаце я просил приметить дату 24 августа? В этот день в 1572 году, в канун дня святого апостола Варфоломея, во Франции по причине религиозных разногласий и глубокой личной неприязни началась резня, в которой погибло около 32 000 человек. Это была Варфоломеевская ночь.
Исторические параллели гарантированно пересекаются, если помалкивать.
* Мнение автора может не совпадать с позицией редакции