В понедельник после воскресного дня отдыха белорусская хоккейная сборная возобновила свое выступление на чемпионате мира в Копенгагене. Третьим соперником подопечных канадского наставника Дэйва Льюиса стала российская дружина, которая на старте турнира успела разгромить с одинаковым "сухим" счетом 7:0 двух других гипотетических аутсайдеров октета А — французов и австрийцев. Разумеется, как отмечает колумнист Sputnik Руслан Васильев, и белорусам аналитики с букмекерами не предвещали ничего хорошего.
Даже тот факт, что, поставив на викторию нашей команды один рубль, можно было получить в случае свершения сенсации более 20, говорил сам за себя. Гигантский коэффициент! Никто не верил в способность белорусов остановить россиян, тем более что предыдущее "союзное дерби" в рамках чемпионатов мира — 2015 год, Чехия, Острава — завершилось с тем же популярным для наших соседей разгромным результатом — 7:0.
Да и в московском спарринге перед Белыми играми в Пхенчхане будущие олимпийские чемпионы не позволили подопечным Льюиса размочить свои ворота — 3:0. Так, что и матч в Копенгагене ожидался с самыми мрачными предчувствиями, в чем, к сожалению, не вышло ошибки. Конечно, 0:6 чуть лучше, чем 0:7, но принципиальной разницы нет: "сухой" разгром — он и в Копенгагене "сухой" разгром.
Обозреватель: каким оставил белорусский хоккей самоуверенный Дэйв Льюис? >>
И перетряхивание не помогло
Льюис, готовясь к матчу, призвал на помощь всех известных ему богов и отдал дань спортивным суевериям. Во-первых, перетряхнул сочетания нападающих. Все четыре. Во-вторых, бросил на амбразуру голкипера Труса, дебютировавшего на чемпионатах мира. В-третьих, и это, возможно, главное, имея право выбирать цвет игровой формы, Льюис предпочел отказаться от красного комплекта, в пользу белого гардероба. Увы… Даже эти радикальные меры не произвели на россиян никакого серьезного впечатления. Как дробинка для слона.
Правда, в концовке первого периода и в начале второй 20-минутки белорусы усилиями Шаранговича, Лингле и Платта кое-что создали, но результативно наказать россиян за временное благодушие так и не удалось. Что же касается обороны, то шесть пропущенных шайб — это еще хорошее число. Россияне лишь "отшлепали" белорусов, но особо не зверствовали.
Здесь интересно мнение эксперта Корнилова, так прокомментировавшего оборонительную организацию нашей сборной: "Защитники закрепощены, стараются играть по каким-то лекалам". Наиболее характерная иллюстрация этих слов — третья шайба. Барабанов оттеснил Хенкеля, проехал за ворота и отдал пас на пятачок, а Лисовец так и не переключился на шайбу, так и не развернулся лицом к эпизоду, продолжив стеречь "своего визави". "Система Льюиса", однако…
"Перемены в тройках нападения произошли из-за того, что мы в Копенгагене еще не забивали в формате "5 на 5". Но сегодня это повторилось. Что касается вратаря на следующий матч со Швейцарией, то определюсь с кандидатом после обсуждения с помощниками. Теперь о позитиве. Мне понравилось то, что игроки не сломаны — они продолжали работать, выкладываясь на 100%. Иногда нельзя просить о чем-то большем. Это сегодняшняя ситуация. Три матча за четыре дня, а россияне — невероятно техничные и быстрые. Конечно, настроение у нас скверное. Наша самоотверженность пока не приносит результата… После матча с французами ветераны и лидеры сборной провели собрание в раздевалке. Но я не знаю, кто и о чем там говорил…" — прокомментировал игру своих подопечных Льюис.
Риски залечь на дно
Итак, она — "система Льюиса" — опять не позволила нам испытать хотя бы минимальную радость, усугубив и без того удрученное состояние болельщицкого духа. Поэтому неудивительно, что желание цитировать знаменитый возглас еще одного на редкость "системного" человека — режиссера и родоначальника фамильной актерской школы Константина Станиславского, только окрепло: "Не верю!"
Впрочем, можно и не витать в высоких сферах, ориентируясь на куда более приземленный опыт одного из жуликоватых героев романа "Золотой теленок": "Паниковский не обязан всему верить!" Точно такими же словами любой белорусский болельщик может выразить свое отношение к "системе Льюиса" и самому канадскому комбинатору, то есть тренеру.
Тем более что ощущение "мистер Дэйв порет горячку", сменилось в Копенгагене крепкой убежденностью. Это, как прозрение героя одной из песен Владимира Высоцкого, которого "друг познакомил с Веркой по пьяни — мол, Верка поможет, а водка спасет". Но, как вскоре выяснилось, путь был ложный: "С водки похмелье, а с Верки что взять?" В результате возникло желание "лечь бы на дно, как подводная лодка, и позывных не передавать". А только этого и не хватало отечественному хоккею для полного несчастья!
Самое же поразительное заключается в том, что Льюис порой сам себя разоблачает. Прекрасно известно, что существует два метода построения команды. Либо тренер настаивает на собственных взглядах, равняя всех и каждого для выполнения нужных ему функций, либо наставник выбирает стратегию и тактику в зависимости от талантов тех игроков, что имеются в его распоряжении.
В случае с Льюисом все однозначно — первый вариант. Тренерский диктат. Навязывание пресловутой "системы". Но ведь эффект возможен лишь при наличии игроков, способных выполнить требующиеся задачи! Никак иначе. Поэтому, и неудивительно, что еще после унизительного разгрома от французов канадцу в Копенгагене задали вопрос: "Так, может, пора признать, что для вашей системы в Беларуси сейчас просто нет исполнителей?"
Ответ мистера Дэйва просто шокировал: "Они есть, просто многие сейчас еще слишком молоды". То есть, переводя с тарабарского на язык, доступный пониманию, Льюис сказал следующее: "Да, я осознаю, что команда не способна в своем сегодняшнем виде качественно выполнять мои требования, но все равно продолжаю их предъявлять!"
А смысл? Каков резон? Если нам угрожает вылет, а игра белорусской сборной, действительно, соответствует строке Юлия Кима "Ни толку, ни проку, не в лад, невпопад — совершенно"? И почему все мы, болельщики, стали заложниками профессионального упрямства легионера, все знающего и понимающего, но все равно ведущего команду к пропасти?!
И что думают на сей счет хоккейные функционеры, продлившие Льюису кредит доверия на Чемпионат мира-2018? Они тоже разделяют мнение канадца, который не исключил возможности вылета из элиты, видя в этом едва ли не благо: "Как показывает даже мой НХЛовский опыт, иногда, чтобы завоевать Кубок Стэнли, нужно вначале оступиться в финале"?
Старый оптимист — это "ужас, ужас, ужас"
Ведь и здесь "кленовый лист" попутал божий дар с яичницей. Есть ведь принцип "большее за большее, меньшее за меньшее". Одно дело — что-то не суметь выиграть с первой попытки, и совсем другое — профукать "последние штаны", причем сразу и навсегда!
Поэтому бодрость мистера Дэйва, по сути дела объявившего, что даже в прощании с элитой не будет ничего страшного, мягко говоря, аморальна. Во-первых, сразу вспоминается ирония Марка Твена: "Нет зрелища более печального, чем молодой пессимист. Если, конечно, не считать старого оптимиста".
Во-вторых, сам Льюис со своей системой, бодростью и оптимизмом умотает после Копенгагена за океан, а мы останемся дома — с печалями и у разбитого корыта. А еще с рухнувшими планами быть ровней великим и добиться поклонов Золотой рыбки. Эти недавние прожекты и так уже заноза в сознании, да и филейной части от нее (занозы) неуютно.
Что же касается "перспективного введения в сборную новичков", то омоложение ради омоложения — бессмыслица. Тем более, что кадровые решения Льюиса уже стали притчей во языцех.
Взять того же Фальковского, который успел провести одну тренировку в Минске и еще одну в Копенгагене, после чего оказался облечен безграничным тренерским доверием: и бригада большинства, и меньшинство, и много игрового времени. Хотя Степан ошибается, и часто, и совсем по-детски! Не готов он быть ведущим защитником сборной, не готов!
Да и потом, непонятно, откуда растут корни внезапной симпатии Льюиса к Фальковскому и Кульбакову. Правильный девиз для любой школы и любой системы — "методичность и регулярность". Но год назад канадский тренер пренебрежительно отозвался о перспективе вратаря — молодого, нефактурного, да еще играющего в очень минорной заокеанской лиге, а потому не заслуживающего вызова в главную команду страны. И не вызвал! Хотя третьим вратарем Ивана напрашивалось везти и в Париж-2017.
А Фальковский? Перед Парижем-2017 его, прилетевшего домой из Северной Америки, попросили-таки, пригласили принять участие в сборе. Но журналисты даже не успели подготовить к Степану вопросы. Парня отцепили после первой же тренировки.
А теперь, выходит, Льюис прозрел?! Как у него категорическое "нет" сменилось всеобъемлющим "да"? Сезон-то Фальковский провел средненький…
Резюме. Чем дальше мы заходим в лес чемпионата мира в Копенгагене, тем больше и дров, и желания вспомнить репертуар молодой Аллы Пугачевой. Была в нем одна незатейливая песенка: "Разве ты не видишь, туча, без тебя намного лучше, улетай, скорее улетай!"
И право, мистер Дэйв: вам пора восвояси. Улетайте! А вот белорусской сборной вылетать из элиты нельзя. Надо бороться! По белорусской системе, "уйдя в землянки", цепляясь зубами за свои шансы.