Парламентские выборы в Польше превратились в скандал, еще не начавшись. И дело даже не в том, что правящая коалиция играла краплеными картами экономического популизма.
"Право и справедливость" (PiS) с удовольствием эксплуатировала застарелые ксенофобские "кричалки".
Болт с леволиберальной резьбой
Почему-то принято считать, что ксенофобские пережитки были изжиты Польшей за годы пребывания в "демократической Европе". Но по факту нагнетание неприязни к эмигрантам и мигрантам, в первых рядах которых сегодня украинцы и выходцы из Ближнего Востока, позволило PiS удержаться на плаву. Условные ксенофобские "кричалки" очертили электоральный порог правого популизма, одновременно спровоцировав ответную реакцию в виде волны исхода избирателей PiS.
Да и с экономикой Польши в последнее время далеко не все хорошо, если не сказать все плохо. Может быть, поэтому воодушевление, связанное с выборами в польском обществе, продемонстрировал даже WIG 20 – специфический национальный фондовый индекс, учитывающий капитализацию 20 крупнейших компаний Польши, акции которых котируются на Варшавской фондовой бирже. К полудню минувшего понедельника WIG20 набрал сразу более 3%. Тогда как другие биржи Европы – на минусах.
В этом вся Польша – ее воодушевление заставляет старушку Европу делать хорошую мину при плохой игре, чтобы соблюсти натянутые приличия. Там по умолчанию знают, что Польша с успехом воспользовалась институциональными привилегиями членства в ЕС, но ее успех в экономике в свое время состоялся именно благодаря отстройке от еврозоны и экономическому протекционизму, который проявился хотя бы в блокировке импорта украинского зерна.
Таковы всходы зерен евроскептицизма в Польше. Но выборы показали, что на хитрую право-популистскую политику есть политический болт с леволиберальной резьбой. Между евроскептиками и еврооптимистами в польском правящем классе установился количественный паритет, а это означает нешуточную сшибку интересов и потенциальный политический кризис в перманентном режиме. Отличная почва для внешних манипуляций польским политическим полем.
Правящая партия "Право и справедливость" победила с результатом 35,38%, но не сможет самостоятельно сформировать правительство. Кроме PiS и либеральной "Гражданской коалиции", в парламент проходят центристский "Третий путь" – 14,4%, "Левые" – 8,61%, а также коалиция националистов и евроскептиков "Конфедерация" – 7,16%.
PiS будет отстранена от власти, если "Гражданская коалиция", "Третий путь" и "Левые" объединятся, что позволит им занять более половины кресел в сейме и сформировать правительство. Но премьер Моравецкий, как и лидер оппозиции Туск уже поспешили объявить, что именно они могут сформировать правительство.
Показное ликование
Противоборствующие стороны демонстрируют показное ликование, как спортсмены в ринге после окончания близкого боя, но до объявления окончательного результата. "Право и справедливость" радуется тому, что в третий раз набрала большинство голосов, хоть и без отчетливых перспектив формирования коалиционного большинства. Ее оппоненты – "возвращению Польши на европейский путь". На деле это означает явный раскол в обществе и в политическом классе.
Поляки оказались гораздо мудрее, чем остановленная ими в ходе выборов правящая партия с ее националистической повесткой, по недоразумению называемой консерватизмом. Исходя из нее, можно подумать, что польскому обществу присущи украинофобия, русофобия, белорусофобия, нелюбовь к немцам – иначе говоря, ко всем соседям. А если вспомнить, что в межвоенной Польше был государственный антисемитизм, то картина и вовсе станет полной.
Как показало резкое сокращение электората PiS, поляки в отличие от их правящего класса отвергают такое представление о себе. С другой стороны, польский избиратель понимает, что хоть и такая, но уже привычная синица в руке лучше, чем либеральный журавль в небе. Есть и те, у кого неприязнь к эмигрантам всех мастей реально зашкаливает, они понимают, что при либеральном правлении проблема только усугубится.
Наиболее весомое свидетельство в пользу мудрости поляков состоит в том, что общенациональный референдум, совмещенный с выборами, в Польше признан не состоявшимся. Согласно польским законам, референдум признается таковым, если в нем принимают участие более 50% избирателей. В это воскресенье свой голос на референдуме отдали 40,91%. Причем подавляющее большинство проголосовавших ответили на сформулированные в нем вопросы отрицательно – от 94 до 96%.
Примечателен список предложенных на референдуме вопросов, в котором политтехнологи удачно смешали боб с горохом, получив предсказуемые ответы, как если бы избирателей спросили, желают ли они, чтобы в подъездах их домов были исписанные каракулями стены. В одном из вопросов манипулятивно примешали Беларусь, продемонстрировав пренебрежительное отношение к ней польского правящего класса.
Гражданам Польши в ходе референдума предлагалось ответить на четыре вопроса:
"Поддерживаете ли вы продажу государственных активов иностранным организациям, что приводит к потере контроля полек и поляков над стратегическими секторами экономики?",
"Поддерживаете ли вы повышение пенсионного возраста, в том числе восстановление пенсионного возраста до 67 лет для мужчин и женщин?",
"Поддерживаете ли вы ликвидацию заграждения на границе между Польшей и Беларусью?",
"Поддерживаете ли вы прием тысяч нелегальных мигрантов с Ближнего Востока и из Африки в рамках механизма принудительного переселения, навязываемого европейской бюрократией?".
"Железный занавес" в головах
Из предложенного списка вопросов можно сделать вывод о том, что наибольшее подозрение польский правящий класс испытывает по отношению, с одной стороны, к Беларуси, а с другой – к евробюрократии. Все-таки гипотеза о том, что у польской элиты ксенофобская паранойя, не лишена оснований.
У них со всех сторон польской границы враги, даже к Литве есть территориальные претензии, а Германия – один из любимых триггеров неприязни, до такой степени, что последней пришлось реагировать на официальном уровне. Нет претензий только к дяде Сэму, которому польская правящая верхушка готова лизать сапоги.
Но США и не граничат с Польшей – они просто отправляют на ее территорию свои оккупационные войска. Их можно так назвать хотя бы потому, что оккупация соседней Германии американскими войсками после окончания Второй мировой войны ни де-факто, ни де-юре так и не закончилась. Хотелось бы спросить представителей PiS: их поведение – это уже возвращение в Средневековье или еще нет, и надо ли ждать чего-то похлеще, чем возведение стены на границе с Беларусью?
Свой исторический позор в виде 206-километрового заграждения вдоль границы Польша возводила с января 2022 года по июнь 2023-го. Но и этого PiS показалось мало, потому что пограничная служба Польши в сентябре объявила тендер на строительство ограждения протяженностью 172 км уже с электронными системами слежения на реке Буг.
Правда, признанный несостоявшимся референдум, скорее всего, перечеркнет эти планы. Но "железный занавес" прочно засел в головах представителей PiS.
Строительство барьера стало реакцией Варшавы на потоки с весны 2021 года мигрантов, стремящихся незаконно попасть в страны ЕС с белорусской территории. Но это результат, в том числе, бездумной политики Польши по отношению к Беларуси, которая до кризиса в отношениях аккуратно и эффективно соблюдала свои обязательства по перекрыванию миграционных потоков – еще один польский внешнеполитический провал.
Оппозиция в лице "Гражданской коалиции" позволяет хоть как-то сохранить лицо польскому политическому классу, демонстрируя миру, что не все в нем помешаны на ксенофобии. Еще в середине августа Туск заявил, что "референдум недействителен в самом глубоком и широком смысле этого слова" и "вопросы, которые придумал Качиньский, являются обвинительным актом против PiS". По мнению Туска, референдумом PiS подорвет остатки доверия к себе в собственном электорате. Так оно и случилось, что показали результаты выборов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!