В результате закрытия многих заводов в РФ поставки новых машин в Беларусь сократились до минимума, автосалоны практически опустили, а некоторые бренды (например, Nissan) вовсе покинули страну. Следуя логике, вверх пошли цены как на новенькие экземпляры, так и на бэушные легковушки.
Sputnik сравнил прайсы за последний год: как изменилась стоимость популярных марок с марта 2022-го по март 2023.
Немного статистики
За 2022 год белорусские автосалоны продали чуть более 17 тысяч новых автомобилей. Для сравнения: в 2021-м эта цифра превышала 40 тысяч. Причина снижения продаж вполне понятная – санкции.
В прошлом году лидером по продажам на отечественном рынке впервые стал китайский Geely, производство которого налажено и в Беларуси. За весь 2022-й дилеры реализовали 4355 моделей.
На втором месте – российская LADA (3782 единицы), на третьем – южнокорейская марка Kia (1482).
В топ-10 также вошли Volkswagen (1265), Renault (1078), Hyundai (883).
Цены на Geely
Напомним, в мае прошлого года президент страны Александр Лукашенко довольно эмоционально высказался о ценах на автомобили, выпускаемые в Беларуси. С учетом санкционных ограничений легковушки с февраля по май 2022-го подорожали на 20-30 тысяч белорусских рублей.
"Да у вас цены в два раза выросли. Вы в правительстве это знаете? И вы что думаете, народ будет молчать?" – возмутился тогда Лукашенко.
В данный момент в салонах продается шесть моделей от белорусского автопроизводителя "БелДЖИ" и импортеров. Это флагманские паркетники Atlas Pro, Tugella, Coolray, новый седан Emgramd New, семиместный внедорожник Okavango и китайская "электричка" Geometry C. Также в планах в скором времени запустить производство, а после и продажу еще одного кроссовера – Geely Mоnjaro.
За Geely Coolray в марте прошлого года дилеры просили 67 800 рублей (базовая комплектация). Актуальная цена (на 15 марта 2023) – 62 815 рублей. Переводим в доллары – $22 тысячи по курсу Нацбанка на эту же дату. С учетом того, что последние месяцы американская валюта дорожала, снижение стоимости этих моделей в долларовом эквиваленте составило более $5 тысяч.
Несмотря на то, что Geely производят на белорусском заводе, цены на эти автомобили кусаются
© Sputnik
/ Цены на модели Atlas Pro в марте 2022-го стартовали в районе 77 тысяч рублей, после чего к маю того же года подросли до 87,4 тысяч. Сегодняшний прайс – от 73 950 рублей ($26 тысяч).
Самая дорогая модель, выпускаемая на данный момент, – Tugella. В марте 2022 года она стоила порядка 96 тысяч рублей, а в мае – уже 108,8 тысяч рублей. В данный момент цены по-прежнему кусаются: от 111 600 белорусских рублей или 39 тысяч долларов.
Что касается других моделей – Geometry C, Emgrand New, Okavango – сравнить цены на них нельзя, поскольку производить их и поставлять из Китая начали сравнительно недавно. В данный момент Emgrand является самым дешевым автомобилем из модельной линейки "БелДЖИ" – от 45 200 рублей. Внедорожник Okavango оценивается в 97 200 рублей (в базовой комплектации), а электрическая Geometry C, импортируемая из Поднебесной, – от 99 900 рублей.
Цена на Lada
Главным хитом среди моделей российского автопроизводителя на белорусском рынке в прошлом году стала излюбленная многими Vesta – продано 1846 единиц.
В марте 2022-го в России массово повысили цены на эти модели, причем в Беларуси "Весты" подорожали не сразу. В кузове седан они стоили от 28 560 белорусских рублей в стандартной комплектации, сейчас на сайте минского дилера указана такая цена – 42 880 рублей. За год повышение составило более 14 тысяч рублей.
Если в прошлом году новенькую Lada Vesta можно было купить до 30 тысяч белорусских, то в этом придется выложить больше 40 тысяч
© Sputnik / Евгений Биятов
/ Что касается модели Granta, год назад она стоила в районе 20 тысяч белорусских рублей, сегодняшняя цена – от 29 670 рублей ($10 500).
Кроссовая XRAY также стоила на порядок меньше: прибавка за год составила несколько тысяч рублей. Нынешняя цена в салонах стартует от 46 990 рублей.
KIA Rio больше нет, остальные модели – дороже $30 тысяч
Популярный бюджетный седан Rio в начале прошлого года оценивался в 14,5-18,5 тысяч долларов (по курсу Нацбанка на январь 2022-го) в зависимости от комплектации. В апреле на фоне санкций и ситуации на Украине за модель просили уже от 16 до 20 тысяч. Однако после закрытия завода в Петербурге прошлой весной эта модель перестала поступать в Беларусь.
В качестве альтернативы Rio многие белорусы стали выбирать другой седан – двухлитровый переднеприводный Cerato с 6-ступенчатым "автоматом". Стоимость комплектации Luxe на данный момент – 87 600 рублей (более 30 тысяч долларов по курсу Нацбанка на 15 марта 2023).
Б/у авто: меньше, чем с $15 000, ловить нечего
Чтобы узнать какая ситуация с ценами на подержанные "тачки", отправляемся на самый большой авторынок страны в Малиновку за МКАДом. В прошлом году эту площадку облюбовали россияне, теперь приезжают лишь единицы.
Выбор на авторынке довольно широкий, но даже за подержанное авто придется выложить внушительную сумму
© Sputnik / Станислав Лобатый
"Февраль-март – это всегда спад, движения нет. Ждем, пока рынок проснется. Мы заточены под российских покупателей, только они не едут сюда из-за выросшего курса доллара в России", – говорит директор одного из рыночных автосалонов.
За год, по его словам, подорожало все: как бюджетный сегмент, так и средний класс, не говоря уже о премиальных авто.
"Даже самые дешевые полуторалитровые Renault Clio проходных годов по 12 тысяч долларов уже. В прошлом марте они стояли "десятку". По столько же продавались Пежо 308 и Меганы. Сейчас – 13-15 тысяч. Что тут говорить – санкции", – пожимает плечами собеседник.
И добавляет: меньше чем за 15 тысяч долларов более-менее новое авто, пригнанное из Европы, найти на рынке в настоящий момент сложно. Другое дело – экземпляры нулевых годов, коих на рынке не так много.
"Вот пустышка-барабашка. Год назад стоила 10, теперь – $13 тысяч", – продолжает он, указывая на малолитражку Citroen C-Elysse 2019 года выпуска с 58 тысячами пробега.
Цены выросли даже на автомобили, которые раньше не пользовались особой популярностью среди покупателей
© Sputnik / Станислав Лобатый
На самом деле все объяснимо: в Европе тоже поднялись цены на авто, плюс многим заводам, которые простаивали во время пандемии, потребовалась модернизация. А это все немалые затраты.
Ждать ли дефицита "бэушек"?
Несмотря на то, что большого спроса на рынке сейчас нет (и вряд ли он ожидается в грядущий весенне-летний сезон), продавцы б/у машин не унывают: будут активно осваивать внутренний рынок.
"В этом году россиян уже не будет (так много – Sputnik), как в прошлом. Та активность, которую мы наблюдали в 2022-м, бывает раз в 10 лет. В небольшом количество россияне, конечно, будут приезжать, потому что у них заводы закрылись, а новые машины все равно нужны всем", – поясняет продавец.
Сейчас у продавцов довольно много предложений, осталось найти на них спрос
© Sputnik / Станислав Лобатый
Что касается возможного дефицита на отечественном рынке бэушных автомобилей, в ближайшие годы он точно не предвидится. Многие продавцы заказали машины из Европы и Америки полгода-год назад, а из-за усложнившейся логистики доехали они только сейчас. Найти авто на любой вкус, цвет и карман может почти каждый.
Среди новинок – Dodge Challenger с объемом движка 5,7 литра за $45 000, почти новенькие BMW X6 и Volkswagen Touareg за 90+ "кусков", Porsche Cayenne за $55 тысяч, BMW 330 I G20 за 41 тысячу по курсу, Tesla Model 3 за $32 000 и другие красавцы. Есть и более скромные предложения: VW Polo за $9 850, Kia Rio за $10 750, Lada XRAY за $11 650 и многое другое.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Названа самая популярная марка машин в Беларуси в 2022-м, и это не LADA
Производство иранских автомобилей может вернуться в Беларусь
Единый ОСАГО может заработать в Беларуси и России летом 2023 года