Финал совещания по вопросам ценообразования, которое провел президент Беларуси Александр Лукашенко 11 февраля, равнодушным не оставил никого. Опубликованные в СМИ зарплаты АУП (административно-управленческого аппарата) в торговых сетях, точнее сказать, разбежка в оплате труда между рядовыми работниками и руководителями сетей выглядит вопиющей.
Первое состояние, которое я заметил у многих после этих публикаций, была растерянность. Комментарии в стиле "а мы и до этого все об этом знали", "а что от этого изменится" и прочее, убеждают меня в мнении о том, что разговор белорусская власть будет вести о ценах в предельно конкретной плоскости.
Для людей, сведущих в этих вопросах, информация о том, что происходит в торговых сетях, новостью не стала. Но ее публикация перевела ее в принципиально другое состояние. Информация, о которой знали многие, из разряда тем для приватных разговоров, стала фактом, реакция на который будет неизбежной. Со стороны общественного понимания принципиальным фактом является то, что иногда мы должны научиться говорить власти спасибо, в том числе и первому лицу. Без личного указания главы государства информация о зарплатах в торговых сетях не была бы опубликована никогда.
Надо понимать, что здесь проблема кроется не в том, что кто-то кому-то что-то запрещает. Большинство медиа живут в реальной материальной среде и требуют денег на свое содержание. Так сложилось, что 80% своего времени, эмоциональных и физических сил я трачу на поиск этой самой рекламы и ко многому отношусь философски. Но в ситуации, когда вы оказываетесь на предприятии, производящем, к примеру, мороженое, которое отгружается в торговую сеть за условный рубль, а в магазине его стоимость оказывается в два с половиной раза выше, становится не по себе. О такой добавленной стоимости реальный производитель и мечтать не может.
Так было всегда?
Вопросы денежного содержания во все времена и во всех странах были самой чувствительной общественной темой. В широком смысле это всегда был вопрос социальной справедливости. В советское время вопрос зарплаты руководителя в хозрасчетных организациях, в том числе и торговле, имел конкретное числовое значение. Существовал норматив один к семи. То есть, максимальная зарплата руководителя предприятия не могла превышать семикратного размера средней зарплаты на его предприятии. Среднестатистические уловки также пресекались.
В расчет средней зарплаты по предприятию не включалась зарплата АУП — учету подлежало только денежное содержание рядового и среднего персонала. По этой причине любой руководитель предприятия стремился к повышению зарплат рядовых сотрудников.
Во все времена уровень зарплат руководителей находился вне зоны публичного обсуждения. Все старались спрятать эту информацию, но сохранить в тайне жалование первого лица и его заместителей не удавалось. Практически все руководители того времени были членами КПСС. Можно было иметь не одну, а несколько зарплатных ведомостей, но ведомость по уплате партийных взносов была одна. Сумма взносов равнялась трем процентам от полученного жалованья и практически любой рядовой член КПСС мог определить зарплату своего руководителя.
Эта "партийная тема" стала ключевой при обсуждении социальной справедливости в вопросах денежного содержания во время перестройки. В 1989 году в программе "Взгляд" первый легальный советский миллионер Артем Тарасов заявил, что уплатил партийных взносов 90 тысяч рублей. Это означало, что его доход за месяц составил три миллиона рублей.
Тарасов немного приврал, он никогда не был членом КПСС, а такие взносы заплатил его заместитель. Сумма взносов и размер зарплаты по тем временам были космическими. Капитан советской армии получал в то время 350 рублей и относился к категории высокооплачиваемых людей. Эта тема не имела продолжения по причине распада страны.
Неуслышанные звонки
История функционирования торговых сетей или, как принято говорить, ретейла, не такая уж и большая. На моей памяти первые сетевые магазины в Беларуси появились в 2005 году. Но какие-то выводы за неполные 20 лет сегодня можно сделать. Во-первых, сегодня ни у кого нет желания отказаться от услуг торговых сетей. Они удобны, привычны и комфортны. Массовый потребитель и производители изначально приняли их на "ура".
Момент истины для производителей пришел в середине 2010-х. Оказалось, что сетевая торговля, замкнувшая технологическую цепочку между производителем и покупателем, имеет и свою обратную сторону — монополию на торговую полку. И с этой монополией справиться не сможет никто. И если у поставщика того или иного товара в договоре заложена цена в условный рубль, то это не факт того, что он получит его на свой счет. Различные юридические импровизации, когда в договоре прописывалось оказание услуг по "продвижению товара", вроде дополнительных маркетинговых услуг со стороны продавцов, для некоторых производителей сводили их прибыль практически к нулю.
Дополнительным "минусовым" бонусом для производителей были безусловные отсрочки платежей за поставленную продукцию. По сути они выступали кредиторами организаций торговли. По отзывам руководителей предприятий только одна торговая сеть платила деньги согласно договорам.
Нормой для руководителей предприятий-переработчиков стал "экономический туризм", когда они специально ездили в офисы торговых сетей и выбивали свои деньги. Один из руководителей гродненских предприятий рассказывал мне, что проще получить свои деньги на счет по экспортным поставкам, нежели от некоторых отечественных сетей.
Первыми на эти дисбалансы в работе отреагировали переработчики Гродненской и Брестской области. Без лишней суеты они стали возвращать в структуру своих предприятий фирменную торговлю. Принцип "Кто первый встал, того и тапки", сработал безукоризненно. Самые ликвидные торговые точки в Минске сегодня заняты магазинами шаговой доступности переработчиков Гродненщины и Брестчины.
Когда коммунальная торговля в Гродно откровенно "зачихала", городские власти не стали искать инвесторов в лице торговых сетей, а передали торговые объекты местной бакалее и Гродненскому мясокомбинату, в которых продается продукция, производимая во всей области. Торговая альтернатива местных властей сработала — в этих магазинах можно приобрести любую продукцию разных производителей.
Прошлый год по всем параметрам для отечественного ретейла должен был стать моментом истины. В силу объективных обстоятельств, связанных с внешними факторами, цены выросли. Вырос спрос на белорусскую продукцию и на внешних рынках.
Некоторые торговые сети, точнее сказать, их высший менеджмент, отреагировали на это привычно-тривиально. Когда спрос на молочную продукцию осенью прошлого года на внешних рынках зашкаливал, отечественные переработчики напомнили торговле, что и у них есть какие-то права. Небольшой сбой в поставке молочной продукции привел к тому, что сетевики пошли жаловаться в контрольные органы, что им не отгружают продукцию. Однако никакого дефицита молочной продукции не было и в помине. Просто предприятия напомнили представителям торговли о том, что нужно соблюдать условия подписанных контрактов и вовремя рассчитываться.
Такая же история была и с гомельским "Спартаком" перед Новым годом. Не грузите? Пожалуемся. Приходят контролеры и слышат ответ на все претензии — за отгруженный товар нужно вовремя рассчитываться. Нужно честно сказать, что во многих случаях ситуация этот урок оказался полезным для представителей торговли.
Если вы закроетесь, никто и не заметит?
Исчезновение небольшой сети магазинов "BIGZZ" никто не заметил — ее места сразу же заняли другие. То же самое было и с другими мелкими сетями. А проблемы сети "Виталюр" стали для властей неприятной головной болью. Пришлось успокаивать и объяснять поставщикам, что продукцию в эту сеть отгружать можно, она переходит в состав сети "Санта". Помогли практически все предприятия Минска, выдававшие новогодние подарочные сертификаты на продовольствие своим сотрудникам исключительно в сеть "Виталюр".
В "Виталюре" работает большое число людей, которых нужно куда-то трудоустроить. Есть торговые помещения, которые независимо ни от чего нужно обслуживать, платить коммунальные платежи и так далее.
В этом вопросе есть и те, кто придерживается либертарианской точки зрения — частный бизнес, пусть платят столько, сколько посчитают нужным. Но на мой взгляд, публикация о вопиющих разбежках в оплате труда в торговых сетях, когда кассиру платят чуть больше тысячи, а некоторые руководители имеют на руки без малого двести тысяч рублей в месяц — предостережение и напоминание владельцам сетей и их высшему менеджменту о том, что внутри их бизнеса накопились трудноразрешимые проблемы и противоречия, которые со временем дадут о себе знать.
Когда вы приходите в гастроном и видите, что из 10 касс работает только одна, а на три отдела приходится один продавец, вы понимаете, что в магазине дефицит работников. Может возникнуть ситуация, когда работать будет просто некому. И что тогда? Оставим бизнес кому-нибудь? Мы свое заработали и можем сделать "ручкой"? Не получится. Принцип "доходы нам, проблемы вам" — в нашей стране не сработает.
Складывается такое ощущение, что топ-менеджеры торговых сетей понимают, что сегодняшние трудности касаются кого угодно, но не их самих. Внутренний эгоизм наверняка не позволяет понять это.
На это можно было бы не обратить внимание, если бы не социальный фактор, розничная торговля является одной из важнейших систем жизнеобеспечения во всех странах. И в эти вопросы власть будет вмешиваться и держать их на контроле всегда.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Также на Sputnik:
МАРТ объяснил, почему огурцы такие дорогие, и призвал белорусов потерпеть
Госконтроль приостановил работу крупной сети магазинов низких цен
Бытовая техника и еда: что запретили продавать в Беларуси в 2022-м