Вакцина от нейробластомы и убивающие рак клетки: новые разработки онкологов

Много лет ученые пытаются найти лекарство от рака. Последнее слово в этом направлении –за иммунотерапией и, в частности, за ДНК-вакцинами. Разработки идут во всем мире, белорусским ученым тоже есть чем похвастаться.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Нейробластома – высокозлокачественная опухоль, которая проявляется в раннем детском возрасте. Выявить ее крайне сложно – как и при любом другом виде рака, долгое время заболевание никак не дает о себе знать или маскируется под обычные детские болезни.
Пик выявления нейробластом приходится на возраст от рождения до 3 лет – это около 75% таких случаев, от 4 до 10 лет – 21%. В Беларуси с 1986 года зарегистрировано всего 535 пациентов с нейробластомой, в среднем около 15-16 детей ежегодно впервые сталкиваются с этой болезнью. И хотя опухоль не самая распространенная, за каждым таким случаем стоят жизни маленьких пациентов.
Онкологи говорят, что почти все нейробластомы достаточно хорошо лечатся, а пятилетняя выживаемость достигает практически 100%. Но вероятность рецидивов с печальными исходами настолько высока, что ученые всего мира работают над тем, чтобы помочь ребенку выздороветь навсегда.
Один из таких препаратов – ДНК-вакцина от нейробластомы – разработан и в Беларуси. Сейчас проект на стадии клинических испытаний и уже помог нескольким детям.
Об этой и не только разработке белорусских ученых из РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии – в материале Sputnik.
В Беларуси есть несколько программ по скринингу рака, но работают ли они?>>>

Вылечить невозможное

Работа над препаратом, который бы помогал победить нейробластому, в Беларуси началась еще в 2010 году. После череды доклинических испытаний первые дети с тяжелой болезнью уже получили заветный укол.
"Нейробластома – достаточно распространенная опухоль, которая сложно поддается лечению. Она очень сильно и быстро рецидивирует, это остается огромной проблемой. Наша вакцина как раз создана для таких пациентов – она поможет избежать возвращение рака", – рассказывает научный сотрудник лаборатории генетических биотехнологий Дмитрий Луцкович.
Опухолевые клетки обладают сильнейшей способностью приспосабливаться и со временем уходить от известных лекарств. А еще злокачественные новообразования – как организм в организме: они прячутся в "микроброне", которая и дает защиту от нашего иммунитета, химиотерапии и других способов лечения.
"Как работает ДНК-вакцина? Она вводится внутримышечно и обучает собственные клетки пациента – лимфоциты – эффективней находить и уничтожать остаточные опухолевые клетки", – объясняет Дмитрий Луцкович.
Разрабатывая свою вакцину, наши ученые интересовались опытом зарубежных коллег, но как такового прототипа у вакцины нету – решили пойти своим путем и создали свой плазмидный вектор, который доставляет генетический материал.
Вакцина делается на основании четырех антигенов, которые экспрессируются (выделяются) опухолью. Причем два из них взяты у реальных пациентов, два синтезированы. Каждый компонент – это отдельный препарат.
"Отличается и сам антиген. Плюс мы в свою вакцину встроили иммуностимуляторы, которые помогают сделать препарат "сильнее", чтобы противоопухолевые клетки в итоге лучше работали. Как таковых аналогов в мире нет, хотя все ДНК-вакцины против рака в чем-то похожи", – добавляет ученый.
Смертность от рака в период пандемии снизилась – онкологи>>>
Когда пациент поступает на лечение, онкологи проводят генетический анализ, проверяют какие антигены выделяет его опухоль и определяются с вакциной. Как минимум, три антигена все нейробластомы выделяют. Поэтому разработанные вакцины подойдут для всех деток. Они вводятся по очереди с определенным интервалом, а со схемой лечения определяются индивидуально.
Пока вакцину получили (или еще в процессе) шесть пациентов. Исследования идут недавно, но результаты уже обнадеживающие. Самый первый пациент, который вступил в программу полтора года назад, до сих пор в ремиссии.
Научный сотрудник лаборатории генетических биотехнологий Дмитрий Луцкович
"Еще одному ребенка было необходимо доудалить очаг опухоли, на тот момент он уже получал вакцину. Мы исследовали удаленные ткани и увидели, что в опухоль "внедрились" лимфоциты – это говорит о том, что вакцина работает. Но лечение рака – долгий процесс. И чтобы делать окончательные выводы, нужно годами отслеживать пациентов, пройти все стадии ремиссии", – добавляет один из создателей ДНК-вакцины от нейробластомы.
Большого производства для таких вакцин не требуется: во-первых, пациентов не так уж много, все они находятся на разных стадиях лечения. Во-вторых, ДНК-вакцина от нейробластомы хоть и не относится к персонифицированной медицине в классическом понимании, но все же это "ручная" работа, сделанная под потребности конкретного пациента.
До 1000 флаконов в неделю: белорусскую вакцину от рака запустили в производство>>>

Клетки-киллеры рака

В РНПЦ детской онкологии построена целая лаборатория под проекты в области иммунотерапии. В работе сейчас около 30 научных проектов, в частности занимаются и подобной вакциной против сарком – тоже крайне сложных и распространенных у детей опухолей. Работать она будет в тандеме с другими наработками белорусских онкологов – клеточная вакцина и биопрепарат, который будет вводиться непосредственно в опухоль.
Но одна из самых интересных разработок, последнее слово в клеточной терапии – для лечения рефракторных лейкозов. Буквально на днях она была одобрена Минздравом и внедрена в клиническую практику.
"Это CAR-T-терапия – один из очень многообещающих методов в борьбе с острым лимфобластным лейкозом. Это такая сложная генетическая конструкция, которая модифицирует собственные лимфоциты пациента", – начинает объяснять Дмитрий Луцкович.
Процесс это очень сложный и кропотливый. Такая противораковая конструкция создается вне организма человека: забираются компоненты, лимфоциты готовятся специальным образом, геномодифицируются – их учат убивать опухолевые клетки. И затем они снова вводятся в организм. Видя посторонний агент – раковые клетки – лимфоциты начинают активно размножаться и убивать их.
Такую методику уже начали применять – десять пациентов прошли лечение, у восьми положительный результат. Стоит понимать, что это в каком-то смысле "терапия отчаяния", когда все предыдущие способы лечения уже не работают. Рак стал устойчивым ко всем ранее применяемым методам лечения, без CAR-T-терапии ребенок бы прожил меньше года…
Как отмечают ученые, рецидива не наблюдается. И после этого пациенты готовы к трансплантации костного мозга. Лечение – одно из самых дорогих во всем мире, когда надежды ни на что другое уже не осталось. К слову, за границей стоимость такой терапии доходит до 500 тысяч долларов, у нас – 55 тысяч (цена для иностранцев, белорусам, конечно же, бесплатно). Поэтому благодаря новым клиническим протоколам ожидается и интерес со стороны пациентов из-за границы.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Белорусская вакцина от рака показала лучшие в мире результаты - академик
ДНК-вакцина от рака действует, доказали онкологи
Дешевле и эффективнее: лечить рак в Беларуси будут по технологиям РФ